Восточные Патриархи против Иоанна Богослова

Sep 09, 2017 23:44

Апостол-евангелист Иоанн Богослов говорит: «А́ще речéмъ, я́ко грѣхá не и́мамы, себé прельщáемъ, и и́стины нѣ́сть въ нáсъ» (1Ин 1: 8).
Безгрешных людей не бывает.
Известно, что и апостолы, когда «Иýда, еди́нъ отъ обоюнáдесяте, прiи́де, и съ ни́мъ нарóдъ мнóгъ со орýжiемъ и дрекóльми, отъ архiерéй и стáрецъ людски́хъ» (Мф 26:47), «вси́ остáвльше егó бѣжáша» (Мф 26: 56).
Тот, о ком Христос сказал: «Ами́нь глагóлю вáмъ, не востá въ рождéнныхъ женáми бóлiй iоáнна крести́теля», перечил Ему:
«Тогдá прихóдитъ iисýсъ отъ галилéи на iордáнъ ко iоáнну крести́тися отъ негó. iоáннъ же возбраня́ше емý, глагóля: áзъ трéбую тобóю крести́тися, и ты́ ли грядéши ко мнѣ́? Отвѣщáвъ же iисýсъ речé къ немý: остáви ны́нѣ: тáко бо подобáетъ нáмъ испóлнити вся́ку прáвду) (Мф 3:13-15).
Тогда как Иоанн почитал весьма неприличным для Него принять крещение от раба, Он напротив, указывает ему на полное приличие этого, как бы говоря: не потому ли ты уклоняешься и отрекаешься от этого, что находишь это неприличным? Напротив, это весьма прилично, и потому оставь это. И не просто сказал: "оставь", но присовокупил: "теперь". Не всегда будет это, говорит Он; напротив, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь видеть, а теперь пока ожидай его. Далее, Христос показывает и то, почему это прилично. Почему же это прилично? Потому, что нам надлежит исполнить весь закон, - что и означил Он словами: "всякую правду", - так как правда есть исполнение заповедей. Так как мы, говорится, исполнили уже все другие заповеди, и остается только одно это, то должно присовокупить и это. Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир» (Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 12).
Даже «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» - Матерь Божия - в своей земной жизни бывала, хотя и на короткое время, несвободна от недолжных помыслов.
Так было в Кане Галилейской (Ин 2:1-11):
«Она хотела и гостям угодить и себя прославить через Сына. Может быть, она при этом имела в мыслях что-либо человеческое, подобно Его братьям, которые говорили: "яви Себя миру" (Ин 7:4), желая приобрести и себе славу Его чудесами. <…> Вот почему и Христос тогда сделал упрек Матери, сказав: "что Мне и Тебе, Жено?", внушая ей на будущее время не делать ничего подобного. Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более об ее душевном спасении и о благе людей, для чего и плотью облекся» (Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Беседа 21: 2,3).
Так было и при Кресте:
«Ин 19:25. Стоя́ху же при крéстѣ́ iисýсовѣ мáти егó, и сестрá мáтере егó, марíа клеóпова, и марíа магдали́на.
Что же побудило блаженного Евангелиста вдаваться в такую частность, как упоминание женщин? Его целью было научить тому, что столь неожиданно случившееся страдание соблазнило, по-видимому, и Саму Матерь Господа, и эта весьма жестокая смерть на кресте несколько отклонила Ее от надлежащего представления дела - и при этом издевательства иудеев, и сами, быть может, находившиеся при кресте и смеявшиеся над Повешенным воины, пред взором Самой Матери осмелившиеся делить одежды Его. Несомненно, Она имела приблизительно такие мысли: "Я родила Осмеиваемого на дереве, и Он, называя Себя Истинным Сыном Вседержителя Бога, пожалуй и ошибался и, по-видимому, заблуждался, говоря: “Я - жизнь” (Ин 14:6), - как подвергся распятию? Каким образом могли Его опутать сети убийц? Как не победил козней преследователей? Почему не сходит с креста, хотя и повелел Лазарю возвратиться к жизни и всю Иудею поразил чудесами?" И весьма естественно, что, не зная тайны, женщина могла впасть в подобные этим размышления. <…> К сказанному присоединю и то, что разве не подлежало Господу заботиться о Своей Матери, подвергшейся соблазну и смущенной неуместными мыслями? Будучи истинным Богом, видя движения сердца и зная глубины, неужели не ведал смущавших Ее, особенно в то время, при честном кресте, мыслей? Итак, зная Ее размышления, Он передавал Ее Своему ученику как наилучшему тайноводцу, могшему прекрасно и в достаточной мере разъяснять глубину таинства» (Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга 12).
Безгрешен лишь Иисус Христос.
Вызывают недоумение слова из Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 года, противоречащие как мысли Апостола, так и толкованиям святых отцов:
«бременемъ и следствiями падения мы называемъ не самый грехъ, какъ-то: нечестiе, богохульство, убiйство, ненависть и все прочее, что происходитъ от злаго человеческаго сердца, въ противность воле Божiей, а не отъ природы; - (ибо многiе Праотцы, Пророки и другiе безчисленные, какъ въ Ветхомъ, такъ и въ Новомъ Завете мужи, также Божественный Предтеча, и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Марiя, были непричастны какъ симъ, такъ и другимъ подобнымъ грехамъ)» (Член 6).

христианство, Иоанн Богослов, грех, Восточные Патриархи

Previous post Next post
Up