Некий «иеромонах» Феоктист Игумнов (нехристей, вещающих во всеуслышание, надо знать, если не в лицо, то хотя бы по имени) прокомментировал сегодня на радио «Вера» евангельские стихи так:
«Бывшему когда-то слепым сыну Тимея повезло. И не один раз. Пожалуй, первый раз ему повезло, когда он потерял зрение, ведь это помогло ему обратиться ко Христу. Другой раз - когда мимо него проходил Спаситель. Христос вернул Вартимею способность видеть - тоже везение, ведь далеко не все слепцы Палестины успели прозреть за три года земного служения Спасителя. Повезло Вартимею и тогда, когда Учитель не отправил его от Себя, а позволил идти за Собой».
Ну, везенье это или невезенье - потеря зрения - большой вопрос: ко Христу можно прийти и будучи зрячим. Да и неизвестно, потерял ли Вартимей зрение (как утверждает вещун) или родился слепым. В последнем случае слепота была дана ему не по грехам, а по Промыслу Божиему. А Промысл никак не сродни везенью. А если по Промыслу, то для научения людей вере и истине и прославления Бога. Не случайно, не по везению оказался слепец на пути Христа.
«Итак, призывает исцеляемого к Себе, чтобы он был на виду у всех, как бы призывая всех засвидетельствовать, прежде всего, его природный недостаток, а потом - могущество благодати. "Чего ты хочешь от Меня?" Спрашивает его, а присутствующим дает урок. А тот отвечает: "Господи! чтобы мне прозреть". Заметь, сколько удостоверений потребовалось от исцеляемого, и все это для того, чтобы предупредить извращение истины клеветниками. Тогда говорит ему Иисус: "иди, вера твоя спасла тебя"» (Иоанн Златоуст. Беседа о слепом, исцеленном Христом, и о Закхее, и о суде, и о милостыне).
И уже безо всяких предположений можно уверенно сказать: Спаситель - по любви Своей - просто не мог пройти мимо взывающего к Нему с мольбой человека, не оказав ему милости.
Вот как написал об этом Игнатий Брянчанинов:
«Событию, о котором ныне поведало Евангелие, святые отцы дают таинственное истолкование. Они видят в слепце, привлекшем к себе внимание и милость Богочеловека усиленными просьбою и воплем, образ молящегося грешника, молящегося неотступно и с плачем, получающего при посредстве такой
молитвы прощение грехов и обновление души Божественною благодатью» (Аскетическая проповедь. Поучение в тридцать первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести).
Только нехристь-вещун и ему подобные, не уразумевшие, что Бог есть Любовь (при том, что слышали это многократно), могут расценивать исцеление по молитве как везенье, как случайность, а не как проявление неизбывной милости Божией.