Сегодня речевой аппарат комментировавшего Евангелие (Мф 5:20-26) настоятеля Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры, кандидата богословия, доцента Московской духовной академии, главного редактора научно-богословского портала «Богослов.Ru» «протоиерея» Павла Великанова сообщил слушателям радио «Вера» свое мнение о том, что гнев бывает не только плохим, но и хорошим.
Мнение это изложено следующим образом:
«Спаситель предлагает нам в самом начале пресекать причины, которые могут привести к нарушению заповеди. Заметим, что главное внимание обращено не на запрет гнева как такового - потому что гнев является вложенной Богом в человеческую природу способностью - ведь и Сам Спаситель гневался! Вопрос не в самом гневе как таковом, а в том, на кого или на что он направлен - именно поэтому Христос и говорит, что "гневающийся на брата своего" подлежит осуждению. Примечательно, что в большинстве древнейших кодексов Евангелия нет слова "напрасно" - возможно, оно появилось в тексте достаточно поздно. Об этом встречается замечание у Оригена - а это начало III-го века - что "некоторые некстати присоединяют в Евангелии слово „напрасно“, думая, что в некоторых случаях возможен разумный гнев". То есть, греховен не сам по себе гнев, а когда его адресатом оказывается человек - вот что совершенно недопустимо! Можно и нужно гневаться на ситуацию, на поступок, на недолжное поведение - что мы и видим в Евангелии, когда Спаситель выражает гнев на то, как ведут себя фарисеи или торговцы в Храме. Гнев - это оборотная, неотъемлемая сторона любого очень сильного желания - и когда оно встречает на своём пути препятствие, именно гнев помогает его преодолеть. Только тот, кто ни к чему не стремится и ничего не хочет, то есть находится в состоянии душевного паралича - совершенно безгневен. Однако только от нашего произволения зависит, кто или что станет объектом гнева: и когда гнев обращается на человека, это недопустимо и решительно запрещено. Потому что гнев - это сфокусированная энергия всей души, направленная на устранение недолжного - и если этот уничтожающий луч обратить на человека, он легко может быть уничтожен».
Разве Ориген, процитированный этим горе-богословом, не ясно дал понять, что разумного гнева не существует? Называющий себя богословом оказался неспособным понять смысла, вложенного в короткое предложение. Все же богослову следует разбираться хотя бы в элементарных понятиях. Тем более что многие святые отцы подробно рассказывают о гневе как об одном из восьми главных грехов. Да и слова «гневающийся на брата своего» разъясняют предельно ясно:
«В некоторых кодексах прибавляется: "без причины". В действительности мысль точно определяется [и без этого]; ею запрещается всякий гнев, когда Писание говорит: Гневающийся на брата своего. В самом деле, если нам повелевается наносящему удар подставить другую щеку и любить наших врагов, и молиться за преследующих нас (Лк 6:27-29), то этим исключается всякий повод к гневу. Итак, слова: "без причины" должно уничтожить, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак 1:20)» (Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие по Матфею. Глава 5).
Но желающий умничать всегда найдет повод для реализации своего высокоумия: оказывается нельзя гневаться на человека, но можно и даже нужно гневаться на ситуацию, а безгневен только находящийся в состоянии душевного паралича.
Гнев - это проявление гневливости - желания принудить человека незамедлительно и безоговорочно прекратить то, что тебе лично в его поведении не по нраву. Безусловно греховное качество.
А как же «гневаться на ситуацию»? Простой пример: пролила повариха кастрюлю с борщом на пол. Гнев на такую ситуацию выражается битьем посуды, хлопаньем дверями и т.п. Другой пример: человек врезался головой в незамеченный им столб и, «гневаясь на ситуацию», лупит столб ногами. Только подобным образом и можно «гневаться на ситуацию». Но такое поведение вызывается не гневом, а распущенностью. Потому что принудить уже сложившуюся ситуацию к прекращению невозможно никак.
Христианской же реакцией на недолжное поведение человека, на которое, по мнению горе-богослова, можно и нужно гневаться, должен быть отнюдь не гнев, а негодование - потребность признавать негодными любые поступки, не ведущие к добру.
Роль «вишенки на торте» здесь сыграло утверждение: «гнев является вложенной Богом в человеческую природу способностью - ведь и Сам Спаситель гневался!».
По мнению горе-богослова Бог, сотворивший мiр «добра́ зѣло́» (Быт 1:31), вложил в человеческую природу гневливость - греховное качество, проявленное и Самим Спасителем, когда Он выгнал всех продающих и покупающих в храме.
Но Христос выгнал торговцев из храма не потому, что их поведение было не по нраву Ему лично, а потому, что они сделали храм Божий вертепом разбойников (Мф 21:13). Выгнал не с гневом, но с негодованием, признав негодной торговлю в доме молитвы. Выгнал без сопровождающего гнев возмущения, но со спокойной уверенностью и решительностью, по праву Законодателя, будучи послушным воле Отца.
Впрочем, богохульство - важнейшая задача «светлого» радио.