Сегодня радио «Вера» восхваляло, как это нередко бывает, Паисия Святогорца, встретившего по дороге в свой скит на Афоне приставшего к нему с разговорами случайного прохожего. Дело было вечером. Темнело. Шел дождь. А до скита еще идти и идти.
Поняв, что дело плохо, Паисий поинтересовался, где этот человек намерен ночевать. Оказалось, в монастыре поблизости. Но Паисию было неловко прервать любителя поговорить, и когда тот удалился, чтобы дойти до монастыря до наступления полной темноты, Паисию стало ясно, что до скита ему уже не дойти. К тому же он потерял один ботинок. Оставалось только коротать ночь на тропе под дождем.
Но тут взошла луна, тропа осветилась, ботинок нашелся, и Паисий благополучно добрался до своего пристанища. Мораль: Бог помог смиренному монаху.
Неисповедимы пути Господни. Однако думается, что из этой ситуации следует извлечь совершенно иную мораль. Потому что Бог помогает людям в добрых делах, то есть в тех, в коих проявляется добродетель.
Испытанная Паисием неловкость явно указывает на неспокойное состояние его души, возникшее вследствие противоречия между необходимостью прекратить разговор с незнакомцем, чтобы вовремя поспеть в скит, и желанием угодить словоохотливому человеку.
Покой - это блаженное состояние Бога, обещанное и святым:
«Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ тружда́ющiися и обремене́ннiи, и а́зъ упоко́ю вы́: возми́те и́го мое́ на себе́ и научи́теся отъ мене́, я́ко кро́токъ е́смь и смире́нъ се́рдцемъ: и обря́щете поко́й душа́мъ ва́шымъ» (Мф 11:28-30).
И, напротив, отсутствие покоя свидетельствует о действии греха:
«Егда́ же нечи́стый ду́хъ изы́детъ отъ человѣ́ка, прехо́дитъ сквозѣ́ безво́дная мѣ́ста, ищя́ поко́я, и не обрѣта́етъ» (Мф 12:43).
В поведении Паисия со всей очевидностью проявилась застенчивость - желание произвести хорошее впечатление при неуверенности, что это удастся. Менее очевидно проявление самодовольства, из которого и произрастает застенчивость, и самолюбия, от которого происходит самодовольство. И это еще далеко не все.
Смирением - потребностью относиться мирно (с внутренним миром) к людям и обстоятельствам - здесь и не пахнет.
А если бы не так, то сказал бы Паисий своему собеседнику со свойственной христианину простотой: «Мил человек, мне домой пора. Заходи на огонек, потолкуем». И вся недолга.
Но все эти соображения недоступны «светлому» радио. Да и не нужны. У него совсем другие задачи, решаемые по принципу: лгать - это не против правил.