Пустословие и богохульство

May 06, 2019 21:12

Сегодня на радио «Вера» кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, главный редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru» «протоиерей» Павел Великанов, комментируя Ин 2:1-11, проговорил:
«Прежде всего, вызывает недоумение такой резкий ответ Иисуса Своей Матери - "что Мне и Тебе, Жено?" Как бы ни старались толковники и комментаторы смягчить эту фразу, смысл её очевиден: а нам-то какое дело, что у этих людей не хватило вина? Но совершенно иным становится прочтение этой фразы после слов: "ещё не пришёл час Мой!" Дело в том, что в тексте евангелиста Иоанна "час Мой" - всегда тождественно "кресту", "распятию". И вот только теперь перед нами открывается вся драматичность ситуации. Это не просто какое-то малодушное нежелание во что-то ввязываться, решая чужие проблемы. В отличие от Своей Матери, Иисус ясно понимает: открывая людям Свою исключительность, показывая им, чтО Он может - Он вступает на Свой крестный путь. И Он не уверен, что свадьба - именно тот самый час, когда и должен произойти этот первый шаг».

Говоря, что в Евангелии от Иоанна слова Христа "час Мой" всегда указывают на время Его крестной смерти, этот «богослов» даже не попытался хотя бы как-то обосновать свое утверждение. Да это и невозможно. Но надо же доценту покрасоваться перед публикой новизной собственного толкования. Пусть и бессмысленного.
Истинный смысл слов Христа раскрывают вдумчивые, чуждые выпендрёжа, святоотеческие толкования.
«"Что Мне и тебе, жено? не у прииде час Мой". В этих словах Спаситель указывает нам на то, что не подобало спешить в совершении сего чуда и казаться как бы самовольным чудотворцем, но приступать к сему только уже тогда, когда призывают, сообщая этим благодать нужде, а отнюдь не зрителям» (Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Том 1. Книга 2. Глава 1).
«Когда Мать Иисуса сказала: "вина нет у них", Христос отвечал: "что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой". Между тем, после таких слов, Он сделал то, о чем говорила Мать. Предмет этот не менее прежнего требует исследования.
Итак, призвав Того, Кто сотворил это чудо, приступим к решению вопроса. Не здесь только сказано: "не пришел час"; евангелист и далее замечает: "но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его" (Ин 7:30); и в другом месте: "и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его" (Ин 8:20). Также: "пришел час, прославь Сына Твоего" (Ин 17:1). Я собрал здесь все эти изречения из всего Евангелия, чтобы на все дать одно решение. Какое же? Христос говорил "не пришел час" не потому, что подлежал закону времени, и не потому, чтобы в самом деле наблюдал известные часы. Нужно ли это было Творцу времен и Создателю веков? Но этими словами Он хочет показать, что все делает в свое время, а не вдруг, так как отсюда могло бы произойти смешение и беспорядок, если бы, т.е. каждое дело Свое Он совершал не в надлежащее время и смешивал все вместе, как-то: и рождение, и воскресение, и суд. Так замечай: надлежало произойти твари, но не всей вместе; человеку с женою, но не обоим вместе; надлежало роду человеческому быть осужденным на смерть и быть воскресению, но между тем и другим расстояние времени большое; надлежало дать закон, но не вместе с благодатью, а то и другое устроить в свое определенное время. Итак, условиям времени сам Христос не подлежал, потому что Он и установил сам порядок времен, Он и Творец их. Но Иоанн, приводя здесь слова Христа "не пришел час Мой", показывает, что в то время Он был еще не всем известен и не имел полного сонма учеников; Ему последовал только Андрей, а с ним Филипп, а кроме их никто другой. Да и они не знали Его, как должно, ни даже Мать Его, ни братья. Уже по совершении многих чудес евангелист заметил о братьях Его: "Ибо и братья Его не веровали в Него" (Ин 7:5). Не знали Его и присутствовавшие на браке. Иначе они, в нужде, сами обратились бы к Нему с просьбою. Потому он и говорит: "не пришел час Мой". Меня еще не знают присутствующие; они не знают и того, что не достало вина. Дай им сперва почувствовать это. Да об этом и не от тебя Мне надлежало бы слышать. Ты Моя Мать и потому ты само чудо делаешь подозрительным. А надлежало бы самим нуждающимся обратиться ко Мне с просьбою; не потому, чтобы Я в этом нуждался, но чтобы они с большим доверием приняли этот случай. Видящий себя в нужде, когда получит то, что ему нужно, остается после того много благодарным; а кто еще не чувствует нужды, тот не почувствует вполне и живо и самого благодеяния. Для чего же, сказав "не пришел час Мой", и таким образом отказав, Он, однако, сделал то, о чем говорила Ему Мать? Для того особенно, чтобы людям прекословящим и считающим Его под условиями времени, достаточно показать, что Он не подлежит времени. Если бы Он подлежал, то как бы Он сделал то, что сделал, когда еще не пришло надлежащее для того время? Он сделал это также и из почтения к Матери, чтобы не показаться во всем ей противоречащим или не могущим этого сделать, и чтобы тем не постыдить свою Мать в присутствии такого множества людей, - а она привела к Нему и слуг. Подобным образом Он говорил и хананеянке: "нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф 15:26); однако ж после таких слов даровал ей просимое, преклоненный ее неотступностью. Сказал также: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Мф 15:26), но и после этих слов исцелил дочь этой женщины» (Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Беседа 22:1).

Слова «богослова» о неуверенности Христа - чистое богохульство: Бог не раздумывает, не выбирает, не взвешивает варианты Своего поведения, но творит Своим хотением, что ясно показано Максимом Исповедником в «Диспуте с Пирром».
Отсутствие же каких-либо сомнений и колебаний Христа в данном случае подчеркнуто Кириллом Александрийским:
«Благовременно приступает наконец к началу знамений, хотя, кажется, и не по Своей воле призывается к этому. На совершавшемся, без сомнения, вполне приличным образом, брачном торжестве присутствовала Матерь Спасителя. Также и Сам Он, будучи позван, пришел на это торжество с учениками Своими, более для чудотворения, чем для пиршества» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Том 1. Книга 2. Глава 1).

Затем доцент пролепетал:
«А дальше - непонятное молчание, странный провал повествования. Почему евангелист ничего не сказал об ответе Матери, - а только приводит Её слова, обращённые к слугам - непонятно. И почему Мария решила, что Её Сын может помочь оказавшимся в очень неприглядной ситуации молодожёнам - тоже непонятно. В область догадок вступать не хочется, а опереться здесь не на что. Одним словом, ещё одна тайна отношений между Девой Марией и Её Сыном - нам недоступная».
Богослову непонятно, что, выполняя просьбу Богородицы, «Христос показует чрез это и достопримечательное почтение, подобающее (от детей) родителям, из уважения к Матери» (Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Том 1. Книга 2. Глава 1).
Такого очевидного и несомненного отношения Христа к Своей матери вполне достаточно для ее слов: «что скажет Он вам, то сделайте», - последовавших без пустого, ненужного обсуждения.
Но то, что для чистой Девы Марии естественно, «ученому мужу» недоступно.

РПЦ МП, радио "Вера", богохульство, пустословие

Previous post Next post
Up