Цирк… но не только

Oct 24, 2009 01:09



Часть первая. Цирк…


olegvm: о. Иустин (Попович) в "Экуменизм и христианство" писал, что в Церкви все Таинство.

alexandrg: А как Вы это понимаете? "Все" - это уж больно широкое понятие.

olegvm: Богослужебная и молитвенная жизнь. Все направлено на соединение человека с Богом.

alexandrg: По-моему, при таком широком понимании размывается сам смысл понятия "таинство". И тем самым обедняется богословский язык.

olegvm: ИМХО нет.

alexandrg: А как тогда обозначить принципиальную разницу между, например, таинством евхаристии и "таинством" установки свечи на подсвечник?

olegvm: А никакой жесткой грани и нет.
Установка свечи на подсвечник это часть молитвенного ритуала.

alexandrg: Я говорил не про "жесткую грань", а про принципиальную разницу. Если, например, убрать из всех православных храмов свечи и подсвечники, то в бытии Церкви ничего принципиально не изменится. А вот если убрать евхаристию?
olegvm: И ввести другие способы соединения с Телом Христа.
Принципиально тоже ничего не изменится.

alexandrg: Интересно. А что это за "другие способы" и как их можно "ввести"? Евхаристию-то установил Сам Христос, и Церковь никогда не существовала без евхаристии. А свечи - это уже т.ск. "украшательство". Церковь и без свечей может обойтись. А вот без "способов соединения со Христом" - уже нет. Или Вы считает, что свечи - это тоже способ соединения со Христом, ничем принципиально от евхаристии не отличающийся и столь же важный для спасения?

olegvm: Другими способами может быть, что угодно. Например, крещение.
Евхаристию установил Сам Христос, но это не значит, что Он не мог установить что-нибудь другое.
Свечи это тоже способ соединения со Христом, но не столь же важный для церковной жизни, как Евхаристия.

alexandrg: 1. И как же эту разницу между важностью и "не столь важностью" обозначить?

2. Интересно, а расстилание коврика - это тоже способ соединения со Христом?
olegvm: Если это часть богослужения, то почему нет?

alexandrg: Соединить с Богом может только Сам Бог. Где в расстилании коврика действие Бога? И кого именно оно соединяет с Богом? Того, кто расстилает? Того для кого расстилают? Тех, кто на это смотрит?
И как это соединение происходит? Через созерцание коврика?
olegvm: Бог сообщает благодать собравшимся ради Христа для общей молитвы на богослужение.
А расстилание коврика, как и все в богослужении призвано приготовить собравшихся к восприятию благодати.

alexandrg: А Он сообщает эту благодать через расстилание коврика?
olegvm: Он сообщает через все элементы богослужения. И через расстилание коврика тоже.
alexandrg: А каким образом расстилание коврика готовит собравшихся к восприятию благодати?
olegvm: Обозначает некую необыденность происходящего.

alexandrg: И, если предположить, что коврик не был растлен (неважно, по какой причине), то собравшиеся оказываются неподготовленными к восприятию благодати?

olegvm: Расстилание коврика имеет неизмеримо меньшее значение, чем катехизация или исповедь, но я вполне допускаю, что для кого-то оно может оказаться той мухой, которая сломала горб верблюду.

alexandrg: Честно говоря не очень понятно, как это сообщение происходит

Кроме того, вы выдвинули сразу два тезиса:
1. Через расстилание коврика сообщается благодать.
2. Расстилание коврика подготовляет к сообщению благодати.
olegvm: А во всех остальных случаях понятно?
У меня к Вам такой вопрос. Вы постоянно вопросы ко мне сопровождаете улыбками. Я немного теряюсь. Может я говорю настолько откровенную чушь, что и не имеет смысл ко мне обращаться с вопросами? Давайте тогда избавим друг друга от этих бессмысленных и бесполезных бесед.

Часть вторая. … но не только.

Последняя реплика в этом замечательном диалоге (в кусты - "непобежденным"), как и словечко "ИМХО" (имею мнение, хрен оспоришь - именно в этом смысле оно обычно фигурирует в высказываниях olegvm), очень типичны для данного комментатора.

Сам он, слава Богу, на православные темы не пишет; разве что выносит их иногда из собственных споров в других журналах, желая обнародовать "ничтожные мнения дилетантов".

Благодарю Вас, Александр, за терпение, с которым Вы столь выпукло обозначили "достоинства" своего оппонента.

Надеюсь, Ваш труд не будет напрасным, и многие осознают не только бессмысленность, но и душевредность даже простой переписки с olegvm.

Ну, а Вам, Олег, хорошо бы взглянуть на себя со стороны.

маразм

Previous post Next post
Up