О «греховных» добродетелях

Jul 12, 2020 23:12

Комментируя вчера Евангелие на радио «Вера», кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики, доцент кафедры филологии Московской Духовной академии «священник» Дмитрий Барицкий сказал:
«В фильме Павла Лунгина "Остров" есть такой эпизод. Настоятель монастыря, отец Филарет, с сокрушением говорит главному герою картины, отцу Анатолию: "маловерный я, добродетели во мне мало". На это святой старец отвечает: "А вот мои добродетели смердят перед Богом... Одного не пойму: зачем мне всё это? Почему именно через меня Господь наставляет? Вроде бы, за мои грехи удавить мало, а меня здесь чуть ли не святым сделали. А какой я святой?" Как ни странно, но именно искреннее ощущение того, что его добродетели, как он сам говорит, "смердят перед Богом", и делает о. Анатолия святым. Перед нами одно из общих мест Православной христианской традиции: настоящие святые оплакивали свои добродетели как грехи. Ведь они были так близко к Творцу, что прекрасно понимали: по сравнению с его святостью и праведностью вся наша добропорядочность ничего не стоит. Не случайно в одной из молитв, которая читается во время таинства соборования есть такие слова: "всякая правда наша, как руб поверженный перед Тобою", т.е. никуда не годное тряпье».
И далее: «в словах Христа "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию", которыми Он отвечает фарисеям, скрыта горькая ирония. Господь как бы говорит им: "Я пришел позвать к покаянию не тех, кто уверен в своей праведности. Ведь нет ничего сложнее, чем привести такого человека. Зачем ему Спаситель, если он уверен, что уже спасен? Как религиозная традиция, так и Бог для него - всего лишь повод, чтобы тешить свое тщеславие и бравировать перед окружающими своей добропорядочностью. Я пришел к тем, кто осознает свою немощь"».

Если изучать христианство по художественным фильмам, можно прийти к отрицанию христианской нравственности вообще. Персонаж из популярного советского фильма так и сказал: «Страстями надо жить, страстями». В сущности, утверждение «добродетели смердят перед Богом» несет тот же смысл, переданный другими словами. С той лишь разницей, что первое - просто рекомендация нехристя, а второе - нелепость, со всей очевидностью противоречащая здравому смыслу. Впрочем, для служителей РПЦ МП - это дело обычное.
Не совсем обычно то, что этот «богослов» высказанную в фильме нелепость возводит в христианскую традицию. Понятно, что он не сообщает, какие «настоящие святые оплакивали свои добродетели как грехи». Ну, невозможно это в принципе.
Поэтому жалкой выглядит его попытка обосновать свою нелепость ссылкой на слова молитвы «всякая правда наша, как руб поверженный перед Тобою». Руб - наименование мелкой монеты или малой меры веса. Сравнение в молитве нашей правды с рубом имеет целью показать ничтожность всей совокупности человеческих добродетелей в сравнении с безмерной добродетелью Творца. Этот же «священник», стремясь навязать свою нелепость, прибегает ко лжи, называя руб негодным тряпьем и, тем самым, приравнивая к негодному тряпью величайшую ценность перед Богом - добродетели.
Но на этом «священник» не останавливается. Следующим шагом он приписывает Христу вполне греховное качество - ироничность (желание представить смешными человеческие качества, поступки, обстоятельства, даже если они сами по себе не содержат ничего смешного), непостижимым образом изыскивая ее в Его словах «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» и выводя из них, что Спаситель пришел к тем, кто осознает свою немощь, а уверенные в своей праведности Ему неинтересны.
Тем самым он представляет лгунами Господа, сказавшего: «не хощу́ сме́рти грѣ́шника, но е́же обрати́тися нечести́вому от пути́ своего́ и жи́ву бы́ти ему́» (Иез 33:11), и апостола Павла, сказавшего: «сiе́ бо добро́ и прiя́тно предъ спаси́телемъ на́шимъ Бо́гомъ, и́же всѣ́мъ человѣ́комъ хо́щетъ спасти́ся и въ ра́зумъ и́стины прiити» (1Тим 2:3-4).́
Вот о таких одичалых «богословах» и сказал Христос: «я́ко ви́дяще не ви́дятъ, и слы́шаще не слы́шатъ, ни разумѣ́ютъ» (Мф 13:13).

РПЦ МП, радио "Вера", бездумие, богохульство, одичалость, неразумие

Previous post Next post
Up