Профессора Московской Духовной Академии, доктора богословия А.И. Осипова спросили (с 11.00):
«Родители любят своих детей, прощают им плохие поступки, даже преступления, и не выгоняют их из отчего дома. Господь любит людей. Почему же Он не простил Адаму и Еве их грех?»
Воспроизвожу его ответ полностью:
«Ну, я никак не понимаю связи. Родители, которые прощают все… Что значит прощают? Дети воруют. Прощают это? Сначала они воруют у вас: у папеньки и маменьки. Да? Потом начинают воровать у других. Да? Это надо прощать? Ну, да-да, конечно, что вы? Они ж должны обладать свободой, мы не имеем права? Да? Вы об этом говорите? Какой ужас - то, что Вы сначала сказали: прощают все. Если мы не будем… Не будем… Знаете - вон дерево, Вы знаете, огород пропалывать, то интересно: какой урожай Вы получите, любопытно. На то родители и поставлены, что они должны воспитывать ребенка, а не прощать все. Что значит прощать? Прощать можно то, в чем каются. Прощать можно только ради того, чтобы исправляться. Если этого нет, то зло, которое не искореняем мы, оно из маленького росточка превратится в такое дерево, которое Вы ничем и никем, ни с кем не сможете никогда искоренить.
В отношении же, что Бог не простил почему Адама и Еву, Вы откуда взяли, что они, во-первых, просили прощения? Мы не видим. Напротив, мы видим, Адам спрятался даже от Бога. Бог его спрашивает: «Где ты, Адам?». А дальше что разговор разве не помните? Что же так, Адам, случилось? Ответ Адама: «Жена, которую Ты мне дал вот, Господи, вот она мне дала. Ты, Ты виноват. Понял, Господи? Я не согрешил, а Ты согрешил». Слушайте: где нет покаяния, там какое может быть прощение, скажите? Вот вор украл. Да? Он нисколько не кается. И что дальше? Во что превратится человеческое общество, скажите, если будем так подходить? Ну, разве так можно смотреть? И второе, что необходимо отметить, грех - это не просто нарушение какого-то правила: вот тебе нужно, нужно по правой стороне ехать, а ты - по левой. Грех - это рана, которую человек сам себе наносит. Вот возьмет и начнет иголками ковыряться у себя под ногтем. Вы скажете: это ужасно, это же пытка. Верно. А посмотрите, грехи что делают. Вот воровство, например. Как вам? Наркомания, пьянство, скажите, злоба, доходящие подчас до калечения и до убийства. Это что такое грех? Это действительно раны. Раны нужно лечить, лечить, а не предоставлять тому, кто это делает, полную свободу уродовать себя и других».
Вот такой ответ. Много слов, прямо противоречащих христианской морали, без ответа на ясный вопрос. Впрочем, доктор богословия уже первой своей фразой показал, что не только не понял смысла вопроса, но и вообще не в состоянии дать на него верный ответ по существу.
Обратимся к Евангелию:
«Тогда́ присту́пль къ нему́ пе́тръ рече́: го́споди, колькра́ты а́ще согрѣши́тъ въ мя́ бра́тъ мо́й, и отпущу́ ли ему́ до се́дмь кра́тъ? Глаго́ла ему́ iису́съ: не глаго́лю тебѣ́: до се́дмь кра́тъ, но до се́дмьдесятъ кра́тъ седмери́цею» (Мф 18:21-22).
Вот что говорят об этих словах Христа святые отцы.
«"Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз". Число семьдесят крат седмерицею берется здесь неопределенно, и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность. Как выражение: "тысячу раз" употребляется для означения множества, так и настоящее выражение. Например, и в словах: "бесплодная рождает семь раз" (1Цар 2:5), под словом "семь" Священное Писание разумеет множество. Таким образом, Христос не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это постоянная и всегдашняя наша обязанность» (Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 61).
«И не можем мы ссылаться на это количество прощений [то есть до седмижды семидесяти раз], потому что благодатью Евангелия Бог даровал нам прощение вне всякой меры» (Иларий Пиктавийский. Комментарий на Евангелие от Матфея).
Христос (в отличие от Осипова) не сказал, что прощать надо только просящему прощения или кающемуся. А святые отцы прямо утверждают прощение обязанностью человека. И они совершенно правы, потому что обязательно неукоснительное исполнение любых наставлений Спасителя: «И́же нѣ́сть со мно́ю, на мя́ е́сть: и и́же не собира́етъ со мно́ю, расточа́етъ» (Мф 12:30).
Прощение - это отказ от компенсации причиненного вреда (душевного, телесного или имущественного) и от наказания за причинение вреда.
Причина непрощения всегда греховна. Непрощение может быть следствием обидчивости, раздражительности, злости, гневливости, злопамятства, самомнения и других грехов. Непрощение приводит к невозможности преодоления вредящего человеку негативного эмоционального состояния души, связанного с действием грехов. Потому-то Спаситель и сказал о необходимости прощения, полезного, прежде всего, самому прощающему и, конечно же, способствующего восстановлению мирных взаимоотношений между простившим и согрешившим, даже если согрешивший не узнал о прощении.
Профессор не понимает, что есть прощение, полагая прощение несовместимым с научением. Но научение без прощения невозможно: такое «научение» превращается в наказание. Христос же не наказывал и не наказывает никого, прощая всем и все, и мы должны ориентироваться на Него.
Впрочем, смысл заданного Осипову вопроса заключался в другом: почему милосердный Бог не простил Адаму и Еве их грех, оказавшись, по мнению вопрошающего, менее милосердным в их отношении, нежели люди, прощающие грехи своим детям?
Из ответа профессора видно его согласие с тем, что Адам и Ева не были прощены, поскольку не просили о прощении. По его мнению, Христос учит нас прощению, а Сам не прощает. Разумеется, это не так.
Ведь изначально было сказано: «от дре́ва же, е́же разумѣ́ти до́брое и лука́вое, не снѣ́сте от него́: а въ о́ньже а́ще де́нь снѣ́сте от него́, сме́ртiю у́мрете» (Быт 2:17).
Тем самым был провозглашен духовный закон, получивший материальное воплощение. Не Бог наказал Адама и Еву, но они сами подпали под неотвратимое следствие нарушения закона. И это все, что должен был сказать Осипов в ответе на заданный ему вопрос. Но именно этого он и не сделал.