Сегодня на радио «Вера», комментируя Евангелие, «епископ» Переславский и Угличский Феоктист проповедовал революционную идею о беспомощности всего человечества. Акцентируя внимание слушателей на новизне своей мысли, он то и дело повторял ее в разных вариациях. Для сохранения всей полноты нелепости нарисованной «епископом» картины цитирую его речь целиком.
Итак:
«Сегодня апостол Лука сосредотачивает наше внимание на том, что является залогом спасения или, иначе, жизни вечной. Речь идет о беспомощности. Сначала мы слышали рассказ о младенцах, которых приносили ко Христу, и Его слова о том, что «таковых есть Царствие Божие». Дальше следовал вопрос учеников относительно того, кто может спастись. Ответ Христа: "невозможное человекам возможно Богу". И завершился отрывок упоминанием о том, что апостолы оставили всё и последовали за Христом. Эти три фрагмента объединяет одно: беспомощность. Младенцы сами решительно ничего не могут. Точно также и человек своими усилиями не способен обрести жизнь вечную. Ну а апостолы, отказавшись от всего, лишили сами себя всякой опоры, они по собственной воле стали беспомощными. У них была только одна надежда - Христос. Собственно, к этому же - к надежде только на Христа - и призывает нас сегодняшний отрывок Евангелия.
Но если мы задумаемся, то поймем насколько сложно быть беспомощными. Как непросто перестать надеяться на себя, на своих близких, на свое положение в обществе, на какие-то приобретения, на все то, что является гарантом нашего благополучия. Можно отказаться от всего. Можно все раздать. Можно уйти в глухой монастырь, но и там, в этом монастыре, человек постепенно снова обретет комфорт, у него появятся какие-то личные вещи, а самое важное то, что постепенно у него выстроятся новые социальные связи, и он снова вернется в прежнее состояния - от надежды только на Бога он перейдет к надежде на людей. Так можно бегать всю жизнь. Но мало кто из святых прошел этим путем. Абсолютное большинство из них не пытались сбежать от имущества и социума, но при этом они смогли реализовать евангельский идеал беспомощности и через это достичь обетованного Христом Царства Божия.
Как они это сделали? Ответить на этот вопрос просто, но непросто осуществить на деле. Эти люди неуклонно боролись со своими грехами и страстями. Любой из тех, кто когда-то пытался следовать евангельскому нравственному закону, на собственном опыте знает, что евангельская праведность недостижима. Мы стараемся, но ничего не получается. Мы хотим сделать что-то доброе, но получается то, что получается. Апостол Павел по этому поводу написал свои знаменитые слова: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:19). Эти слова может повторить любой, тот, кто когда-либо пытался осуществить Евангелие на практике. Когда человек осознает, что он не способен к нравственной жизни, у него есть два пути: либо все бросить и жить так, как живется, либо расписаться в своей абсолютной младенческой беспомощности и отдать свою жизнь во власть Бога так, чтобы в нем и через него действовал уже не он сам, а Бог. Так начинается молитва. Так начинается восхождение в Царство Божие».
Полагаю, каждый здравомыслящий человек понимает, что беспомощен тот, кто не имеет помощи. Люди же немощны, но не беспомощны: им во всем (разумеется, добром) помогает Бог.
Даже упомянув о надежде на Христа, «епископ» ни словом не обмолвился о Его непрекращающейся помощи людям. Напротив, многократно называя людей беспомощными, многократно же похулил Бога. Более того, неразумно выдумал абсолютно бессмысленное, шедеврально бредовое, но при этом богохульное выражение «евангельский идеал беспомощности».