Неложен Бог, и нет сомнений в правдивости данных Христом в Нагорной проповеди (Мф 5:3-12) обетований блаженства (по неведомой причине традиционно называемые заповедями).
Блаже́ни ни́щiи ду́хомъ: я́ко тѣ́хъ е́сть ца́рствiе небе́сное.
Блаже́ни пла́чущiи: я́ко ті́и утѣ́шатся.
Блаже́ни кро́тцыи: я́ко ті́и наслѣ́дятъ зе́млю.
Блаже́ни а́лчущiи и жа́ждущiи пра́вды: я́ко ті́и насы́тятся.
Блаже́ни ми́лостивiи: я́ко ті́и поми́ловани бу́дутъ.
Блаже́ни чи́стiи се́рдцемъ: я́ко ті́и бо́га у́зрятъ.
Блаже́ни миротво́рцы: я́ко ті́и сы́нове бо́жiи нареку́тся.
Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди: я́ко тѣ́хъ е́сть ца́рствiе небе́сное.
Блаже́ни есте́, егда́ поно́сятъ ва́мъ, и иждену́тъ, и реку́тъ вся́къ зо́лъ глаго́лъ на вы́ лжу́ще, мене́ ра́ди: ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда́ ва́ша мно́га на небесѣ́хъ.
Блаженные - это удостоенные Царства Небесного, как и говорит Василий Великий:
«И не иным чем, братия, почитайте Небесное Царство, как истинным разумением Сущего, которое в Божественных Писаниях называется и блаженством. Ибо "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк 17:21)» (Письма к разным лицам Письмо 8. К кесарийским монахам).
Эти обетования Христовы представляются исчерпывающим перечнем категорий спасающихся. Полагаю, именно эту мысль выражает Григорий Нисский:
«Кто в числе собравшихся таков, чтобы ему и быть учеником Слова, и вместе с Ним с земли - от понятий пустых и низких взойти на духовную гору возвышенного созерцания - на эту гору, которая избегла всякой тени высящихся холмов злобы и освещаемая отовсюду лучом истинного света, в чистой ясности истины, с вершины своей дает видеть все (выделено мной - Д.П.), что для заключенных в междугорье невидимо? А что открывается взору с высоты сей, какие это виды, и как многочисленны, описывает Сам Бог Слово, ублажая восшедших с Ним на гору, как бы перстом каким указуя: здесь Царствие Небесное, а там - наследие горней земли; потом помилование, правду, утешение, приобретаемое родство с Богом всяческих и плод гонений, именно тот, чтобы стать сообитателем Божиим, и все иное, что кроме сего, по перстоуказанию Слова свыше с горы, можно видеть в уповании простирающему взоры с этой высокой стражбы» (О блаженствах, 1).
И далее: «Мне кажется, что наподобие ступеней расположен ряд блаженств, удобным делающий в слове восхождение от одного блаженства к другому. Ибо того, кто восшел разумением до первого блаженства, по какой-то необходимой последовательности мыслей, приемлет следующее за ним» (О блаженствах, 2).
И действительно, трудно даже предположить, чтобы милостью Божией мог спастись кто-либо, не упомянутый в обетованиях Христовых.
Обетования же истинны. Правда, кто-то может заметить, что «су́дъ бо безъ ми́лости не сотво́ршему ми́лости» (Иак 2:13). И если человек, относящийся к какой-либо категории лиц, упомянутых в обетованиях, не сотворил милости, может ли он быть блажен? Не противоречит ли апостол Спасителю? Впрочем, этот вопрос может возникнуть лишь у человека, не верящего Священному Писанию, не содержащему никаких противоречий.
Очевидно, что блаженный не может быть немилостивым. Тот же апостол сказал: «обрати́вый грѣ́шника от заблужде́нiя пути́ его́ спасе́тъ ду́шу от сме́рти и покры́етъ мно́жество грѣхо́въ (Иак 5:20). А любой человек из отмеченных в обетованиях Господних своим настроением, своими делами, своей жизнью показывает Путь прочим людям, тем самым оказывая им милость.
И неважно, обратил ли он грешника от заблуждения или тот остался на своем пути. Ведь сказал Христос: «оста́вите и́хъ: вожди́ су́ть слѣ́пи слѣпце́мъ: слѣпе́цъ же слѣпца́ а́ще во́дитъ, о́ба въ я́му впаде́тася» (Мф 15:14). Бог судит человека по намерениям.
Так и написал Иоанн Лествичник: «Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия» (Лествица. Ответ Иоанна Лествичника Иоанну, игумену Синайской горы).