По мнению Надежды Киценко,
повесть Николая Лескова «
Полунощники», вышедшая в свет в конце 1891 года, была жестокой
сатирой как на самого отца Иоанна, так и его окружение
[114]. Критик
Аким Волынский в книге «Н. С. Лесков» писал, что автор «Полунощников» посещал Кронштадт и ту «ажидацию», где собирались верующие в чудеса Иоанна Кронштадтского. Негативное отношение Лескова проявилось также в язвительной рукописной записи «Протопоп Иван Сергиев (Кронштадтский) в трёх редакциях» и в письмах к Л. Н. Толстому: «На сих днях он исцелял мою знакомую, молодую даму Жукову и живущего надо мною попа: оба умерли, и он их не хоронил»
[115].
После издания
Высочайшего манифеста 17 октября 1905 года и последовавшей либерализации
цензуры в русской прессе стали печатать негативные статьи и карикатуры на Иоанна Кронштадтского, порой носившие непристойный и насмешливый характер
[116]. Иоанн Кронштадтский подвергся критике со стороны либеральных и старообрядческих изданий, а также некоторых частных лиц, за свой отъезд 27 октября 1905 года из Кронштадта в Санкт-Петербург во время
Кронштадтского восстания[117][118].
В
Большой советской энциклопедии[комм. 1] указывалось, что Иоанн покинул Кронштадт из-за боязни революционного восстания
[119]. В журнале «
Пулемёт» вскоре появилось сатирическое изображение Иоанна, покидающего Кронштадт. В то же время отец Иоанн был в Кронштадте в ночь с 26 на 27 октября, во время самых сильных беспорядков, служил в нём
литургию, утром 27 октября
[117][120]. Возмущённые такого рода публикациями его почитатели хотели учредить общество для защиты отца Иоанна от нападок прессы, но проект Устава общества не был утверждён митрополитом
Антонием[121].
Писатель
Павел Басинский считает, что если бы Иоанн Кронштадтский отправился к мятежникам, разгромившим в том числе винные погреба, увещевать их словом Божьим, то он бы совершил героический поступок, и пишет, что «этот день (27 октября) отца Иоанна ничем не отличался от других его дней, кроме того, что в условиях чрезвычайного положения ему пришлось просить разрешение на службу (молебна по поводу происходящих событий), и обычно после полудня он и уезжал в Петербург по своим делам»
[120].
С именем Иоанна Кронштадтского связано возникновение религиозного течения -
иоанниты. Публицист
Александр Амфитеатров, сын священника
Валентина Амфитеатрова, сочинил пародию «во сретение преподобного отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, от чёрных сотен суща, бабия пророка, блаженномздоимца, всих плутов и казеннотатей молитвенника и дреймадернаго чудотворца», предназначенную «для исполнения на радениях иоаннитов и тому подобных празднествах российской юродивости», которая заканчивалась пожеланием: «Чтобы твои плутни прокурор накрыл!»
[122].
Драматург
Виктор Протопопов[123] на основе критических газетных публикаций про Иоанна Кронштадтского написал в 1907 году пьесу «Чёрные вороны», в этом сочинении Иоанн Кронштадтский был изображён как псевдоцелитель, а его сторонники-иоанниты как фанатики-сектанты. Пьеса при аншлаге шла на сценах театров Российской империи. Она вызвала, с одной стороны, одобрение части русского общества и критически настроенной печати
[124], с другой стороны, негодование другой части верующей части русского общества - большей частью монархистов и черносотенцев, расценившей пьесу как кощунственную и клеветническую. В печати появился ряд статей против «Чёрных воронов». Благодаря приезду в Петербург черносотенцев епископов Саратовского
Гермогена (Долганёва) и Орловского
Серафима (Чичагова), их жалобам Николаю II показ пьесы сценах был запрещён в Российской империи
[125]. После смерти Иоанна Кронштадтского в 1912 году Святейший синод осудил иоаннитов и объявил их сектой, одним из течений в
хлыстовстве.
Лейб-хирург Николай Вельяминов, ставший вместе с отцом Иоанном в Ливадии свидетелем последних дней жизни императора Александра III, так оценивал отца Иоанна и отношение к нему императора (в книге, изданной в эмиграции в 1920 году): «Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями. Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом - кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах. Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра государя - это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший ещё жить, избавиться от своей болезни и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актёр…»
[126].
Крайне негативно оценивался
официальной пропагандой в СССР[127][128].
(
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B4%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9#%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5_%D0%B8_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B8)
«российские православные иерархи не только в государственной части (Синод), но и в лице главнейших духовных авторитетов (Феофан Затворник) весьма долгое время не хотели признавать отца Иоанна, находя в нем опасное явление».
(
https://www.rulit.me/books/svyatoj-protiv-lva-ioann-kronshtadtskij-i-lev-tolstoj-istoriya-odnoj-vrazhdy-read-302308-39.html)
Первый же поступок отца Иоанна в начале его священства буквально поверг в шок его близких. Обвенчавшись с дочерью ключаря Андреевского собора Елизаветой Несвицкой, он… объявил целибат. Он сказал жене: «Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно. А мы с тобой посвятим себя на служение Богу». Для двадцатишестилетней Лизы это означало, что она будет жить с мужем как сестра с братом.
Это решение отца Иоанна его биографы комментируют крайне осторожно. Можно понять его в контексте церковного призвания, но в морально-человеческом плане это был очень жестокий поступок! «Жена спасется чрез чадородие», - пишет отец Иоанн в дневнике 1857 года, вскоре после того как лишил венчанную с ним женщину возможности иметь детей.
Только обозревая весь путь Иоанна Кронштадтского, понимаешь, что иначе он поступить не мог. В конце концов это приняла и жена. Елизавета Константиновна смирилась со своей участью, называла мужа «брат Иоанн» и скончалась через полгода после его кончины, завещав похоронить себя рядом с мужем в Иоанновом монастыре, в чем ей посмертно было отказано решением Синода.
«… отец Иоанн совершил уникальный в агиографической традиции поступок, - пишет современный исследователь Надежда Киценко. - Случаи, когда супруги сохраняют целомудрие или дают обет воздержания, встречаются в жизнеописаниях святых, но инициатива исходит, как правило, от жены, а не от мужа, и обычно выражается в убеждении супруга, а не в категорическом отказе. Но отец Иоанн принял решение сохранить девственность еще до женитьбы - решение, о котором… его невеста не подозревала. Как это можно трактовать? Сколь бы прагматичной ни была подоплека браков в среде духовенства, в которой обе стороны осознавали, что будущий муж унаследует приход отца жены, нормальные супружеские отношения считались неотъемлемой их частью… Здесь возникают сразу два вопроса. Во-первых, если отец Иоанн не намеревался исполнять супружеский долг, зачем он вообще женился и почему не постригся в монахи? Во-вторых, если он хотел соединять каждодневное совершение литургии и служение мирянам, унаследовав место протоирея Константина Несвицкого в Андреевском соборе Кронштадта после женитьбы на его дочери, то он, несомненно, должен был заручиться согласием невесты до свадьбы, а не поставить ее перед фактом».
Надежда Киценко предполагает, что решение о сохранении девственности после брака было принято отцом Иоанном еще до свадьбы, и это было продиктовано его желанием ежедневного служения литургии.
Таким образом, у него возникала сложная ситуация. Для того чтобы получить приход, Иван Сергиев должен был жениться на дочери уходящего на покой протоиерея - самый обычный поступок в церковной среде того времени. Но чтобы ежедневно служить литургию (а именно это поставил себе за основное правило молодой священник), он должен был вести девственный образ жизни, потому что литургические правила, связанные с причастием, исключают плотскую связь мужа с женой накануне литургии.
Эту проблему отец Иоанн решил просто, личным волевым решением, не советуясь ни с кем, ибо невозможно было представить авторитетное церковное лицо, которое дало бы молодому выпускнику духовной академии благословение на подобный поступок.
Тем не менее Надежда Киценко считает, что «он мог еще до свадьбы сообщить невесте о своем намерении сохранить целомудрие в браке».
Но если бы Иван Сергиев еще до свадьбы сообщил своей невесте о своем необычном решении, то никакой свадьбы не состоялось бы. Во-первых, это был брак не по взаимной любви молодых людей, которые познакомились друг с другом практически накануне свадьбы, а по договору жениха с отцом невесты. Кроме старшей Лизы и младших Александры и Анны у Несвицкого было еще три совершеннолетних сына, то есть это была обычная многодетная семья священника. В том же году, когда Лиза выходила замуж, умерла ее мать, и Лиза стала старшей представительницей женского рода в семье. Невозможно представить, чтобы девушка, воспитанная в такой среде, добровольно согласилась на героическую жизнь девственницы при живом муже, который в ее глазах был обычным выпускником академии из семьи бедного дьячка. У жениха не было никаких аргументов, которыми он мог бы убедить невесту заранее согласиться с таким решением. Оставалось одно: поставить жену перед фактом, что он и сделал.
(
https://www.rulit.me/books/svyatoj-protiv-lva-ioann-kronshtadtskij-i-lev-tolstoj-istoriya-odnoj-vrazhdy-read-302308-40.html)
Молодая женщина не была готова к такому разрешению дел и даже обратилась с жалобой к санкт-петербургскому митрополиту Исидору.
Митрополит встал на сторону Елизаветы. Он требовал у отца Иоанна вступить в интимные отношения со своей супругой и даже угрожал ему. Однако после резкого разговора с отцом Иоанном митрополит Исидор вдруг почувствовал себя плохо: голова кружилась, резь в глазах была невыносимой. Он понял, что ослеп.
- Кто-нибудь, призовите отца Иоанна, - попросил митрополит Исидор.
Митрополит вспомнил слова Иоанна перед уходом: «В этом есть воля. Божия, и вы ее узнаете».
Иоанн Кронштадтский молился, вместе с митрополитом об исцелении. Молитва помогла: зрение вернулось. Для митрополита Исидора это стало настоящим чудом. Иоанн же ушел с разрешением навсегда оставаться девственником.
(
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9E/ohlobistin-ivan-ivanovich/ioann-kronshtadtskij/4)
Стихира Кронштадтская (А.В. Амфитеатров)
Исполняется на радениях иоаннитов и тому подобных празднествах российской юродивости, преимущественно же - во сретение преподобного отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, от черных сотен суща, бабия пророка, блаженномздоимца, всих плутов и казеннотатей молитвенника и дреймадернаго чудотворца.
Плуте тихий
Хмельныя славы!
Близ тебя, священнаго,
Близ тебя, блаженнаго,
Жулик на мазурике
И вор на плуте!
Выведше тебе из тьмы на солнце,
Видевше свет газетный,
Ждем до конца
Еще немного,
Чтобы твои плутни прокурор накрыл!
(
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B4%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_(%D0%90%D0%BC%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2)