«Исходя́ще же обрѣто́ша человѣ́ка Кирине́йска, и́менемъ Си́мона: и сему́ задѣ́ша понести́ кре́стъ Его́» (Мф 27:32).
«И задѣ́ша мимоходя́щу нѣ́коему Си́мону Кирине́ю, гряду́щу съ села́, отцу́ Алекса́ндрову и Ру́фову, да во́зметъ кре́стъ Его́» (Мк 15:21).
«И я́ко поведо́ша Его́, е́мше Си́мона нѣ́коего Кирине́а, гряду́ща съ села́, возложи́ша на́нь кре́стъ, нести́ по иису́сѣ» (Лк 23:26).
«Потом в нынешнем чтении сообщается, что, когда Господа вели на страдание, то "встретили, - сказано, - одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его". В кресте Христовом - триумф силы и трофей победы. Поэтому блажен этот Симон, который удостоился первым понести знамя столь великого триумфа! Этот крест сначала нес Господь, а потом заставили нести Симона, и так Господь показал Своим крестом особую благодать небесного таинства: что Он был и Бог, и человек; и Слово, и плоть; и Сын Божий, и Сын человеческий. И вот как человек Он был распят, а как Бог - в этом таинстве креста восторжествовал. Страдание принадлежит плоти, а божеству - триумф победы. Ведь через Свой крест Христос восторжествовал над смертью и над диаволом. Через Свой крест Христос словно бы взошел на триумфальную колесницу. И четырех евангелистов, словно отборную четверку небесных лошадей, Он избрал для того, чтобы она возвещала всему миру о триумфаторе великой победы. И вот этот триумф победы Симон Киринеянин нес на своих плечах; он стал соучастником страдания, чтобы оказаться соучастником и воскресения, как сказал апостол: "Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем" (2Тим 2:11-12). Потому и Господь в Евангелии сказал: "Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником"» (Хроматий Аквилейский. Проповеди. Слово 19:5).
Можно предположить, что Симон Киринеянин был христианином. Во всяком случае известно, что его сын Руф был апостолом из семидесяти, а сын Александр - священномучеником. А яблоко от яблони недалеко падает.
Но так или иначе, понеся крест, Симон стал одним из первых мучеников за Христа и христианство.
Так и каждый из тех, кто в нынешние трудные времена терпеливо переносит возложенные на него сильными мiра сего тяготы, уже мученик, независимо от отношения к христианству. Просто по факту. Разница только в том, что одних это мученичество приведет в Царство Небесное, а другим принесет облегчение мук во тьме кромешной.