Сегодня, комментируя на радио «Вера» Евангелие от Иоанна, «епископ» Переславский и Угличский Феоктист сказал:
«Любой верующий человек жаждет понимать, что ему можно делать, а чего нельзя. Что является угодным Богу, а что нет. Поэтому, приходя в Церковь, мы начинаем тщательно изыскивать инструкции, и, конечно же, находим их. На этом можно было бы успокоиться, если бы не одно весьма настораживающее обстоятельство: Сам Христос избегал чётких инструкций, а про угодные Богу дела Он в некоторых фрагментах Евангелия говорил и вовсе нечто не совсем вразумительное.
<…>
Современных Христу иудеев интересовал всем нам прекрасно знакомый вопрос: «Что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин. 6:28). Господь, конечно же, мог им напомнить ветхозаветные постановления, сослаться на Моисея и на пророков, но в ответ Он сказал нечто такое, что нельзя отнести к категории дел, Он указал на веру во Христа и не упомянул никого действия: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).
<…>
Таковым правилом могут являться только прекрасно всем известные базовые требования нравственности, которые перечислены в десяти заповедях, а всё прочее должно быть личным выражением веры во Христа и поиском не своей, не чьей бы то ни было ещё, а исключительно Христовой воли».
Позволительно спросить этого богохульника: что «не совсем вразумительное» говорил Христос? Если тебе в словах Христа что-то непонятно, неясно, читай творения святых отцов, подробно разъясняющих смысл слов Христовых. Впрочем, этому «епископу» и святые отцы вряд ли помогут. Ведь он и подобные ему люди «ви́дяще не ви́дятъ, и слы́шаще не слы́шатъ, ни разумѣ́ютъ» (Мф 13:13). И процитированные выше слова «епископа» - лучшее тому подтверждение.
Сказав, что Христос избегал четких инструкций, он тут же говорит о некоем «правиле» десяти заповедей, то есть той же инструкции, к которой надо лишь приложить личную веру во Христа и поиск Христовой воли. Вот, оказывается, каков исчерпывающий перечень того, что должен делать христианин!
Это что-то совсем невразумительное. Ведь десять заповедей появились задолго до Христа. А в чем заключается Христова воля, как ее искать и что делать с ней, если вдруг найдешь, «епископ» не сказал. Остается непонятным, что и зачем он предлагает искать. И причем тут христианство?
Конечно, так называемые десять заповедей неотъемлемы от христианства. Но они напоминают снесенное, но не высиженное курицей яйцо. Есть у них нечто общее и с Адамом, в которого Бог еще не вдохнул дыхание жизни. В действительности они представляют собой даже не заповеди, а инструкцию, состоящую из восьми запретов и двух рекомендаций.
Христос же вдохнул в эти заповеди дыхание жизни - отношение. Отношение к Богу, к себе, к окружающим, суть которого - любовь.
Волю же Свою выразил в словах: «Та́ко бо возлюби́ Бо́гъ мíръ, я́ко и Сы́на Своего́ Единоро́днаго да́лъ е́сть, да вся́къ вѣ́руяй въ О́нь не поги́бнетъ, но и́мать живо́тъ вѣ́чный» (Ин 3:16).
Мало того, в девяти обетованиях Христовых (Мф 5:3-11), называемых заповедями блаженства не по существу, а по слову «блаженны», с которого начинается каждая из них, показал все возможные подходы к пути следования этой воле, направленные на то, чтобы не погибнуть, но по благости Божией иметь жизнь вечную. Подходы, определяемые не талмудическими инструкциями и правилами, но православным отношением.
Это и должен был сказать «епископ», если бы был христианином. Но он не таков.