Гордость, гордыня и грехопадение

Dec 07, 2023 12:41


Сегодня, комментируя на радио «Вера» Первое Послание к Тимофею апостола Павла, «епископ» Переславский и Угличский Феоктист сказал:

«Священное Писание Ветхого Завета свидетельствует, что гордыня сопровождала человека фактически с момента его сотворения Богом: Адам и Ева имели зачатки гордыни, в конечном же итоге это привело их к непослушанию Богу и грехопадению».



Но Священное Писание Ветхого Завета свидетельствует об обратном: «И видѣ богъ вся, елика сотвори: и се добра зѣло». Так о каких «зачатках гордыни» в добром творении Божием может идти речь?

Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Итак, когда Господь, приведший из небытия в бытие, назвал свои создания добрыми, то кто дерзнет, хотя бы преисполнен был безумного самомнения, раскрыть уста и противоречить сказанному Богом?» (Беседы на книгу Бытия. Беседа 10).

Как видим, самомнение «епископа» оказалось более чем безумным.

В сравнении с этим богохульством неразличение им понятий представляется уже мелочью. «Гордость есть причина первоначального падения» (Иоанн Кассиан Римлянин Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей. Книга двенадцатая. О духе гордости. Глава 5). Гордость, а не гордыня.

Гордыня - это воплощение гордости. Так же, как святыня- воплощение святости, милостыня - милости, твердыня - твердости, пустыня - пустоты, Добрыня - доброты. Как нельзя быть наполовину беременной, так нельзя иметь зачатки гордыни: гордость либо уже воплотилась в гордыне, либо еще нет. Поэтому само выражение «зачатки гордыни» бессмысленно и нелепо. К грехопадению же привела гордость.

Впрочем, это для понимания «епископа» уже запредельно.

РПЦ МП, радио "Вера", богохульство, неразумие

Previous post Next post
Up