Сегодня, комментируя на радио «Вера» Первое Послание к Тимофею апостола Павла, «епископ» Переславский и Угличский Феоктист сказал:
«Священное Писание Ветхого Завета свидетельствует, что гордыня сопровождала человека фактически с момента его сотворения Богом: Адам и Ева имели зачатки гордыни, в конечном же итоге это привело их к непослушанию Богу и грехопадению».
Но Священное Писание Ветхого Завета свидетельствует об обратном: «И видѣ богъ вся, елика сотвори: и се добра зѣло». Так о каких «зачатках гордыни» в добром творении Божием может идти речь?
Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Итак, когда Господь, приведший из небытия в бытие, назвал свои создания добрыми, то кто дерзнет, хотя бы преисполнен был безумного самомнения, раскрыть уста и противоречить сказанному Богом?» (Беседы на книгу Бытия. Беседа 10).
Как видим, самомнение «епископа» оказалось более чем безумным.
В сравнении с этим богохульством неразличение им понятий представляется уже мелочью. «Гордость есть причина первоначального падения» (Иоанн Кассиан Римлянин Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей. Книга двенадцатая. О духе гордости. Глава 5). Гордость, а не гордыня.
Гордыня - это воплощение гордости. Так же, как святыня- воплощение святости, милостыня - милости, твердыня - твердости, пустыня - пустоты, Добрыня - доброты. Как нельзя быть наполовину беременной, так нельзя иметь зачатки гордыни: гордость либо уже воплотилась в гордыне, либо еще нет. Поэтому само выражение «зачатки гордыни» бессмысленно и нелепо. К грехопадению же привела гордость.
Впрочем, это для понимания «епископа» уже запредельно.