Сегодня, комментируя на радио «Вера» слова Спасителя «Блаженны нищие духом», «епископ» Переславский и Угличский Феоктист сказал: «нищета духовная - это, в первую очередь, глубокое осознание своей всецелой зависимости от Бога».
А теперь послушаем святых.
«Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем» (Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 15).
«Хочешь ли уразуметь, кто обнищавший духом? Тот обнищал духом, кто душевное богатство выменял на телесное изобилие, кто земное богатство отряс с себя, как некую тяжесть, чтобы, став выспренним и воздухоносным, взойти горе, вместе с Богом» (Григорий Нисский. Беседы о блаженствах. Слово 1).
«"Блажени", - говорит Господь, - "нищии духом", т. е. внутренним, сущим в них, смиренным расположением души» (Григорий Палама. Омилия 31).
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. То есть блаженны те, которые не стяжали в сердце своем никакого пристрастия к миру, но бедны всяким помыслом мирским» (Симеон Новый Богослов. Слово 68).
«Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества. От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии "нищетою духа"» (Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. О евангельских блаженствах).
«Епископ» же, не сказав ни слова по существу и забыв о данной Богом человеку свободе, измыслил его всецелую зависимость от Бога и продемонстрировал, тем самым, свою умственную нищету, возведя при этом хулу на Бога и Его творение.
Да и просто нелепость измышлений «епископа» очевидна: «осознание своей всецелой зависимости от Бога» обессмысливало бы всю нравственную суть христианства, предоставляя право творить свою волю всем и каждому. Правда, воспользоваться этим правом не смог бы никто, поскольку всецелая зависимость от Бога представляет человека ничем иным как простым болванчиком.