Сегодня, комментируя на радио «Вера» Послание к Евреям апостола Павла, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, главный редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru» «протоиерей» Павел Великанов сказал:
«И здесь мы подходим к одной очень болезненной теме: различию греха как сознательного противодействия Божьей воле от греха как духовного несовершенства. Как, почему и когда эта граница размылась, растёрлась, стала с трудом различима - отдельная тема, но главное здесь понять: грех греху - рознь. Не всё то, что мы называем "грехом", отсекает нас от общения с Духом Святым и разворачивает в позицию врагов Божиих. Говоря об "отпадении", о "поругании Христа", апостол имеет в виду именно такие грехи, однозначно свидетельствующие о противодействии человека Божьим заповедям, при котором человек становится настоящим преступником».
Но Священное Писание не подразделяет грехи на категории, а ясно говорит: «Иже бо весь законъ соблюдетъ, согрѣшитъ же во единѣмъ, бысть всѣ́мъ повиненъ» (Иак 2:10) и «Всякъ творяй грѣ́хъ, и беззаконiе творитъ: и грѣ́хъ есть беззаконiе» (1Ин 3:4).
И «послетъ сынъ человѣ́ческiй ангелы своя, и соберутъ от Царствiя Его вся соблазны и творящихъ беззаконiе» (Мф 13:41), поскольку уже сказал: «отидите от Мене, дѣ́лающiи беззаконiе» (Мф 7:23).
Фантазии кандидата богословия о том, что «апостол имеет в виду», не имеют никаких разумных оснований.
Словами «Невозможно бо просвѣщенныхъ единою и вкусившихъ дара небеснаго, и причастниковъ бывшихъ духа святаго, и добраго вкусившихъ Божiя глагола и силы грядущаго вѣ́ка, и отпадшихъ, паки обновляти въ покаянiе, второе распинающихъ сына божiя себѣ́ и обличающихъ» (Евр 6:4-6) апостол Павел направляет сотворивших беззаконие на Путь Истины, независимо от того, какой грех привел человека к отпадению от Христа, ибо любой грех - беззаконие, а нераскаянный грех ведет к погибели.
«Ибо невозможно, чтобы те, кои однажды крещены, и вкусили дара онаго небеснаго чрез принятое ими врачевство, и причастниками стали Духа Святаго чрез полученные ими дары Духа, и начаток благого Слова Божия вкусили в новом Евангелии, и силою будущих времен вооружены, очевидно в уготованном праведникам обетовании, - а теперь если бы они пали (согрешили) снова, - то невозможно, чтобы опять обновлялись вторичным крещением в покаяние: ибо вводящие два крещения допускают (вторичное) распятие Сына Божия и поношение Его, между тем как распятие совершилось однажды и уже не повторится более, и крещение оправдательное дано уже, и снова во второй раз не дается грешнику» (Ефрем Сирин. Толкование на Послание к Евреям. Глава 6).
«Так как крещение есть крест (ибо оно распинает и умерщвляет ветхого нашего человека, т.е. грех, как и в другом месте он сказал, что "спогребохомся Христу крещением" (Рим 6:4). Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (в коем и самые погружения изображают погребение), то вторично крещаемый, значит, вторично, распинает Христа чрез себя или у себя, и как крещаемый вторично, он этим самым как бы приводит и Христа ко вторичному распятию. Но как однажды, а не два раза, распят Христос: так один раз, а не два, должно креститься» (Евфимий Зигабен. Толкование на Послание к Евреям. Глава 6).
Как видим, апостол Павел говорит не о том, что «грех греху - рознь», как утверждает «протоиерей», а восстает против повторного крещения. Но этого кандидат богословия не заметил, тем самым обессмыслив слова апостола.