Сегодня, комментируя на радио «Вера» Евангелие от Марка, кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики, доцент кафедры филологии Московской Духовной академии «священник» Дмитрий Барицкий сказал:
«Иоанн призывал к покаянию, то есть к изменению образа жизни. <…> Господь … попускает случаться в моей жизни определённым событиям и посылает мне навстречу определённых людей. Всё, что от меня требуется, - обратить внимание на эти ситуации и правильно себя в них повести. А правильно это не так, как хочу я, а так, как хочет Он».
Иначе определяет сущность покаяния святой Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице».
«Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного» (Слово 5:1).
«Покаяние есть бесскорбное отвержение всякого утешения телесного» (Слово 7:3).
«Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» (Слово 26:122).
«Начало покаяния есть начало спасения; а начало спасения есть благое произволение» (Слово 26:249).
А кандидат богословия бездумно полагает, что для покаяния требуется лишь правильно себя повести.
Правильно же - это не как хочет Бог, а по правилам. Но Бог не устанавливал правил поведения. Он просто заповедал нам любить Его и всех.
Иоанн Лествичник как раз и обращает внимание на необходимость для покаяния свидетельствующего о любви к Богу душевного расположения, следствием которого является благое произволение, определяющее поведение человека.
Но кандидат богословия ставит во главу угла «правильное» поведение человека, даже не интересуясь основанием его поведения - душевным расположением.