Сегодня, комментируя на радио «Вера» Евангелие от Марка, кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики, доцент кафедры филологии Московской Духовной академии «священник» Дмитрий Барицкий сказал:
«Господь указывает на важное качество, которым должны обладать Его ученики, - это простота ума. <…> Наш ум лезет туда, куда ему лезть не стоит. В жизнь других людей. <…> Отсюда все наши разочарования, отсюда бесконечные претензии, обиды, злоба, ненависть, вражда, тяжбы. <…> Очень хорошо об этом свойстве нашего ума говорит святитель Феофан Затворник. По его словам, ум "всегда кричит: „то не так, другое не этак; дай-ка я всё устрою по-новому; старое негоже, наскучило“. Но никогда ещё нигде ничего доброго он не устроил, а только всё расстраивает"».
На самом деле Феофан Затворник говорил не об уме, а об умничанье. А «священник» просто солгал, намеренно исключив - в угоду своему «разумению» - из приведенной им цитаты первое слово - «умничанье» и поставив вместо него перед цитатой слово «ум».
«Свѣтилникъ тѣ́лу есть око» (Мф 6:22).
Иоанн Златоуст: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души» (Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 20:3).
Григорий Богослов: «Ум - это внутреннее и безграничное зрение» (Определения, слегка начертанные).
Ум - свойство души, дающее ей возможность поддерживать общение с духовным миром. Но свойство не может быть ни простым, ни сложным. Не может лезть «туда, куда ему лезть не стоит». А «претензии, обиды, злоба, ненависть, вражда, тяжбы» порождаются не умом, а настроением и произволением человека. Тем же, чем порождается неразумие.