Сегодня, комментируя на радио «Вера» Послание к Римлянам апостола Павла, епископ Переславский и Угличский Феоктист сказал:
«У блаженного Августина есть совершенно замечательная мысль, которая раскрывает как слова апостола Павла, так и основную побудительную причину наших повседневных грехов. Святой выразил свою мысль так: "Когда Павел говорит: тело мертво для греха, но дух жив для праведности, он называет тело „мёртвым“, потому что оно смертно. Именно из-за этой смертности недостаток земных вещей печалит душу и возбуждает похоти, на которые не отвечает человек, разумом своим служащий закону Божиему". Если вдуматься, то мы будем вынуждены согласиться с блаженным Августином. Действительно, абсолютное большинство наших грехов неразрывно связаны с требованиями тела: к примеру, всем известное и привычное осуждение имеет своей конечной целью доказать себе и окружающим наше превосходство над теми, кого мы осуждаем, и через это мы пытаемся занять более высокое место в человеческой иерархии. Аналогичную цель преследуют и гордыня с тщеславием».
Интересно, в чем этот «епископ» был вынужден (и вынужден кем?) согласиться с Августином? Разве не он сам сказал: «абсолютное большинство наших грехов неразрывно связаны с требованиями тела», на что в словах Августина нет и намека? Разве не оболгал он святого, приписав ему свои бредовые представления?
Разве не он сам утверждает, что осуждение, тщеславие и гордость (упорно и систематически называемая им гордыней, а в действительности являющаяся проявлением гордости
https://ortorus.livejournal.com/469343.html) «неразрывно связаны с требованиями тела»? Не пояснив при этом, в чем заключается эта связь по причине ее отсутствия.
По этой же причине Ефрем Сирин называет осуждение, тщеславие, гордость и многие другие отрицательные качества души душевными, а не телесными страстями.
«Душевные страсти суть: забвение, леность и неведение. Этими тремя страстями омрачаемое око душевное, то есть ум, подпадает господству всех прочих страстей, каковы суть: нечестие, неправоверие, то есть всякая ересь, хула, раздражительность, гнев, досада, вспыльчивость, человеконенавистничество, памятозлобие, клевета, осуждение, неразумная печаль, страх, боязнь, раздор, ревность, зависть, тщеславие, гордость, лицемерие, ложь, неверие, неблагоразумие, неразборчивость, недальновидность, ненасытность, любостяжание, леность, притязательность, пристрастие, привязанность к земному, уныние, малодушие, неблагодарность, ропот, кичение, самомнение, запальчивость, высокомерие, любоначалие, человекоугодие, коварность, бесстыдство, нечувствительность, ласкательство, скрытность, насмешливость, двоедушие, соизволение на грех по страсти, непрестанное помышление о грехах, скитание помыслов, самолюбие (матерь всего худого), сребролюбие (корень всех пороков и страстей), злонравие и лукавство» (О добродетелях и страстях).
Но «епископ» имеет собственное мнение, пусть попахивающее глупостью и не имеющее никаких оснований, кроме желания это мнение утверждать, но зато свое.