Сегодня, комментируя на радио «Вера» Евангелие от Марка, кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики, доцент кафедры филологии Московской Духовной академии «священник» Дмитрий Барицкий сказал:
«Бог нас уже простил. Простил нам все самые страшные и ужасные злодеяния. В знак этого Он стал человеком, жил среди нас, страдал и умер на кресте. Он уже подарил нам Свою милость. Просто так, по Своей безграничной любви. То есть прощение уже наше. Следовательно, слова Христа можно прочитать так: "Если прощаете людям, то вы в силах принять прощение, которое Бог уже дал вам. Если не прощаете людям, то у вас нет сил принять прощение Божие"».
Так прочитать слова апостола Иакова «прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» может только самоуверенный фантазер.
Нигде в Священном Писании не написано, что Бог уже простил нам все злодеяния. А вочеловечение Слова, страдания и крестная смерть Христа - не знак, но благие дела Божии, приведшие к исцелению поврежденного человеческого естества, а не к прощению злодеяний.
Апостол Петр недвусмысленно поставил условием прощения грехов покаяние: «покайтеся, и да крестится кійждо васъ во имя iисуса христа во оставленiе грѣховъ» (Деян 2:38). Слова же апостола Иакова обращают внимание на прощение человеком других людей как важнейшую составляющую покаяния, иссушающую вершину греха - самооправдание.
А если бы не так, не угрожала бы непрощающим гееннская мука, на которую указал Иоанн Златоуст:
«Он говорит: "аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный" (Мф 6:14). Не будем же думать, будто мы, прощая ближнего, ему оказываем благодеяние, или великую милость; нет, мы сами тогда получаем благодеяние, сами для себя извлекаем отсюда великую пользу. Равным образом, если мы не простим ближних, то чрез это им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую гееннскую муку» (Беседы на Книгу Бытия. Беседа 27:6).
Филологу же следует понимать бессмысленность произнесенного им выражения «принять прощение Божие»: прощение имеет место независимо от отношения к нему прощенного. Потому-то ни Священное Писание, ни святые отцы нигде и никогда об этой бессмыслице не упоминали.