Сегодня, комментируя на радио «Вера» Евангелие от Луки, кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии, «священник» Антоний Борисов сказал:
«Господь две тысячи лет назад послал в мир Своего Божественного Сына - Иисуса Христа. … Божия благодать вернулась к нам».
А разве благодать уходила от нас? Разве не имели благодати праотцы и пророки?
«Благодать изливается на всех; она не чужда ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни свободного, ни раба, ни мужа, ни жены, ни старца, ни юноши; ко всем одинаково близка и всех равночестно призывает. Но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, те по справедливости самим себе должны приписывать такое ослепление» (Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 8:1).
«Спрашивал ты: по какой причине благодать Божия нисходит не на всех? Знай же - это бывает потому, что она испытывает сперва произволение, а потом проходит. Ибо, хотя и благодать, но изливается не просто, но, соразмеряясь с принимающими, истекает в такой мере, в какой найдет вместительным представленный ей сосуд веры. А если бы не требовала она сперва зависящего от нас, то нисходила бы на всех. Но поскольку испытывает произволение и потом посещает, то на одних нисходит и пребывает на них, от других же отступает, а на иных не сходит и первоначально» (Исидор Пелусиот. Письма. Книга 2. Письмо 361).
«Лишаются же благодати и гибнут они по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им» (Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 42:2).
Важно отметить, что святые говорят здесь о духовной благодати. Но в более широком смысле благодать Божия непрерывно дается всем живущим, поддерживая само существование человека.
Но этот «священник» не понимает, что без благодати Божией он был бы попросту лишен жизни, хотя без духовной благодати пока обходится.