Значение слова «склонность» разъясняется в толковых словарях русского языка как расположенность к какой-либо деятельности или некое пристрастие. Следовательно, склонность ко греху есть расположенность души к согрешению - личное качество человека, имеющее в основании его собственное произволение, а потому характеризующее нравственность человека.
В литературе не приходилось встречать толкования слова «удобопреклонность». Однако словари поясняют значение слова «преклониться» как покориться, сдаться, признать себя побежденным; отмечают смысловое соответствие первой составной части сложных слов «удобо» - словам «удобно», «хорошо», «легко», «пригодно», «приемлемо».
В частности, слова, начинающиеся с «удобо», означают: «удобоваримый» - легко усваиваемый»; «удобоисполнимый» - удобный, легкий для исполнения; «удобопереносимый» - такой, который легко и удобно переносить; «удобопонятный» - такой, который легко понять, вразумительный; «удобопроизносимый» - произносящийся легко, без затруднений; «удобоусвояемый» - легко усваивающийся; «удобочитаемый» - легко, без затруднений читаемый.
Отсюда следует заключить, что удобопреклонность ко греху есть пригодность для согрешения - свойство человека, определяемое его внутренним устроением, не зависящее от его произволения и, следовательно, не относящееся к категории нравственных понятий.
Удобопреклонность ко греху присуща всем людям по естеству, поскольку она есть одна из составляющих первородного греха - совокупности изменений человеческого естества, произошедших в результате грехопадения прародителей.
Но не все люди имеют склонность ко греху. Примерами тому - Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель и, конечно же, Иисус Христос. От склонности ко греху предохраняет (по-видимому, гарантированно) несовместимое с ней непреложное послушание Богу (отсечение своей человеческой воли). Но именно склонность ко греху является единственной видимой причиной согласия человека с помыслами, внушаемыми силами зла.
Удобопреклонность ко греху не излечивается ни послушанием, ни любыми другими доступными человеку средствами. Для ее исцеления понадобилось вочеловечение Слова, означающее восприятие Им в Свою ипостась поврежденного грехопадением прародителей человеческого естества с последующим его исправлением путем безгрешной (всегда согласной с волей Отца) жизни и ценой крестной смерти.
Склонность ко греху возникает лишь по причине недолжного произволения.
Между удобопреклонностью ко греху (как общим свойством человеческого естества) и склонностью ко греху (как личным нравственным качеством конкретного человека) обнаруживается единственная связь: первая является средством, способствующим взращиванию уже родившейся второй, подобно сухой древесине, укрепляющей и распространяющей пламя поднесенной к ней горящей спички.