Насъ ради человекъ и нашего ради спасения
сшедшаго с небесъ и воплотившагося от
Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася
Символ Веры
Агнец Божий, Который берет на Себя грех мiра
Ин 1: 29
Падшего человека восприял еси, Владыка Христе,
из ложесн Девических сему совокуплься,
греху же не единому причащься
Октоих. Канон воскресный, глас 5, песнь 9
Святые отцы, осознавая высочайшую ответственность за свои деяния перед Богом и человечеством, выразили на II Вселенском, Константинопольском, Соборе основную суть Православной веры, преподав нам формулировкой ее вечных и неизменных догматов урок строгости и ясности мышления, безукоризненной точности и четкости изложения.
В частности, привлекает внимание глубочайший смысл, вложенный в слова Символа Веры о воплощении и вочеловечении Христа. Внешне эти слова представляются синонимами, но в действительности - при внимательном рассмотрении - оказываются имеющими совершенно несхожее значение, отражающими ту мистическую реальность, благодаря которой стало возможным наше спасение.
Святой апостол Лука поведал нам в своем Евангелии о том, как - по Промыслу Божию - Архангел Гавриил послан был к Деве для благовестия: «духъ святый найдетъ на тя, и сила вышняго осенитъ тя: темже и раждаемое свято наречется сын божий» (Лк 1: 35).
Итак, по неложному слову Господню, Дух Святый сошел на Деву.
Что же произошло в результате сошествия Духа?
На этот вопрос отвечает преподобный Ефрем Сирин в «Слове на еретиков»:
«Христос родился от естества, подвергшегося нечистоте и имеющего нужду в очищении Божиим посещением. Как молния проницает все, так и Бог. И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает и сокровенное естество. Он очистил и Деву, и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым; и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности; почему и, родившись, оставил Девою. <…> Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что, осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями».
Отсюда видно, что Дух Святый очистил Деву не от первородного греха (как нечестиво считают некоторые) - «Христос родился от естества, подвергшегося нечистоте» - но очистил от «греховных пожеланий» (видимо, через предохранение от искушений - иначе невозможно).
Плоть Христова, хотя и явилась в мiр из утробы Девы, но по особому Божественному Промыслу. Бог же не творит зла, и дела Его всесовершенны, а потому Плоть Сына Человеческого, зачатая от Духа, по природе свободна от всякого недостатка.
В этом заключается важнейший результат воплощения Слова, послуживший фундаментом, на котором основано было спасение человека, отпавшего от благодати по недолжному произволению прародителей.
Целью же очищения, как я полагаю, было рождение Христа в здравой природе для ее соединения с воспринятым от Пречистой Девы «естеством, подвергшимся нечистоте».
Этой целью и очерчивается граница между воплощением и вочеловечением Христа: воплощение - восприятие Христом плоти, безгрешной по природе; вочеловечение - становление Его истинным человеком - со всеми качествами, присущими его поврежденному естеству.
Следуя Предвечному Замыслу, Слово не просто воплотилось, приняв в свою ипостась человеческую плоть, но и вочеловечилось, взяв на Себя, тем самым, грех мiра - первородный грех - для исцеления естества падшего человека Своей неизменяемой, безгрешной природой.
Примечание.
Интересна старообрядческая формулировка третьего члена Символа Веры: «воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечьшася».
По сути она вызывает неприятие, поскольку указывает на воплощение Христа от Духа и Его вочеловечение от Девы: Дух плоти не имеет, а воплощение - это, все-таки, не творение, а восприятие плоти.
Однако в этой формулировке присутствует несомненный, на мой взгляд, акцент на преобладающем значении очищающего действия Духа в воплощении Христа.
Иными словами: действие Духа при воплощении Христа - созидание безгрешной природы Рождаемого - оживотворение плоти - сходно с Его же действием при творении человека (Быт 2: 7).