Oct 12, 2007 02:52
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф 24: 36-39).
… и не думали.
Не сказано, что не думали о потопе или об истреблении всех.
Но сказано, что не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех. Не думали до конца.
Так о чем же не думали? Возникает ощущение незаконченности мысли, ее неопределенности, бессмысленности.
Однако невозможно даже предположить бессмысленность слов Спасителя.
Недоумение разрешается довольно просто, если учесть, что думают умом.
О сущности ума говорят и Священное Писание, и Священное Предание. Тому масса примеров.
«Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс 13: 1).
«умственным Светом называется превосходящее всякий свет Добро» (Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Глава 4: 6).
«закон Божий, входя в наш ум, влечет его к себе и возбуждает нашу совесть. А наша совесть называется также законом ума нашего» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга IV, глава 22).
Уже отсюда видно, что ум есть свойство души, дающее ей возможность поддерживать общение с духовным миром. И если люди не думали (не пользовались умом), значит связь с духовным миром и, следовательно, с Богом была утрачена.
Но что может лучше указать на утрату этой связи, чем падение нравственности?
Так было перед потопом, так есть и в нынешние времена.
христианство,
Евангелие,
ум