Имяверие (имяславие) как оно есть
Содержание
Предисловие
Введение
1. Доказательства несостоятельности имяверия
1.1. Доказательства от Священного Писания
1.1.1. Доказательство первое
1.1.2. Доказательство второе
1.2. Доказательства от здравого разума
1.2.1. Доказательство первое
1.2.2. Доказательство второе
1.2.3. Доказательство третье
1.2.4. Доказательство четвертое
1.2.5. Доказательство пятое (от Иоанна Дамаскина - первое)
1.2.6. Доказательство шестое (от Иоанна Дамаскина - второе)
1.2.7. Доказательство седьмое (от Иоанна Дамаскина, Григория Богослова, Кирилла Александрийского и Афанасия Великого)
1.2.8. Доказательство восьмое (от Анастасия Синаита)
1.2.9. Доказательство девятое (от Григория Нисского)
1.2.10. Доказательство десятое (от Григория Паламы - первое)
1.2.11. Доказательство одиннадцатое (от Григория Паламы - второе)
1.2.12. Доказательство двенадцатое - самое простое и ясное
2. Ложь как основа имяверия
3. Суть имяверческих споров
4. О бессущностности имяверия
5. Нравственное основание имяверия
Предисловие
Антихристианское имяверие, нелепо называемое его сторонниками имяславием, уже более столетия остается серьезной проблемой Церкви, разросшейся до того, что появились кандидаты богословия, защитившие на эту тему свои диссертации. Связано это с тем, что противостоящие стороны основываются, главным образом, на святоотеческих высказываниях, не имеющих непосредственного отношения к имяверию и толкуемых совершенно по-разному. И это не удивительно: святые отцы просто не сталкивались с лжеучением, вся суть которого заключается в одной фразе: «Имя Божие есть Сам Бог». Не было причин и для осуждения не существовавшего имяверия Вселенскими соборами.
Оценка имяверия с православной точки зрения имеет первостепенное значение для современной Церкви, поскольку это лжеучение открыто покушается на христианскую догматику.
Настоящая работа имеет целью теоретическое доказательство несостоятельности имяверия, его языческой сути.
Итак, приступим помолясь.
К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения
(Из молитвы святого Макария Великого)
Введение
Заголовок этой статьи содержит два термина: имяверие и имяславие. Причина этого проста - предосторожность, обусловленная общепринятостью понятия «имяславие» и неизвестностью введенного автором термина «имяверие».
Не надо долго приглядываться к этим терминам, чтобы при некоторой их внешней схожести заметить принципиальное различие выражаемого ими смысла. Первый - со всей очевидностью - указывает на вероисповедание, центральным моментом которого является вера в имя; второй - на прославление имени.
Христиане всегда прославляли святые имена истинного Бога - Пресвятой Троицы, каждой Ее божественной ипостаси - Отца, и Сына, и Святого Духа - и особо - Спасителя рода человеческого Господа нашего Иисуса Христа.
Прославление это никогда не имело специального наименования, поскольку было неотъемлемой, органической частью христианского вероисповедания - православия. Но в конце XIX столетия
богохульник, еретик и язычник Иоанн Кронштадтский заявил: «Имя Божие есть Сам Бог». Причину появления этого высказывания покажем позже, а пока отметим, что нашлись люди, которым оно пришлось по нраву, вследствие чего в начале XX столетия возникло движение «прославителей» имени Божиего, назвавших себя имяславцами, а свое учение - имяславием. И в жизнь Российской Православной Церкви, и без того осложнившуюся к тому времени обновленчеством, бесцеремонно ворвалась новая смута.
Прославление имени Божиего никогда не именовалось отдельно от православия не только потому, что у христиан не было в этом никакой нужды, но еще и потому, что такое именование противопоставило бы его православию. На вредоносность такого противопоставления обратил особое внимание апостол Павел:
«яко кiйждо васъ глаголетъ: азъ убо есмь павловъ, азъ же аполлосовъ, азъ же кифинъ, азъ же христовъ. Еда раздѣлися христосъ, еда павелъ распятся по васъ? или во имя павлово крестистеся?» (1Кор 1:12-13).
Апостол ясно и недвусмысленно говорит: «аще кто вамъ благовѣститъ паче, еже прiясте, анаѳема да будетъ» (Гал 1: 9).
Однако люди, провозглашающие имя Божие Самим Богом, вопреки предостережению апостола безумно проповедуют свое лжеучение, не принятое ни от Христа, ни от апостолов.
Как мы увидим дальше, идущее вразрез с увещанием апостола введение термина «имяславие» в противовес православию явилось формальным признаком, отразившим несовместимость новоявленного лжеучения с христианством по самой его сути.
Пока же ограничимся простым замечанием: наилучшим образом суть этого лжеучения выражается термином «имяверие», поскольку приравнивание имени Божия к Самому Богу свидетельствует о вере в имя как в Бога, что дает возможность и даже обязывает к корректировке названия статьи и формулированию его в таком виде:
Имяверие как оно есть
1. Доказательства несостоятельности имяверия
1.1. Доказательства от Священного Писания
1.1.1. Доказательство первое
идеже бо еста два или трiе собрани в бога, ту есмь посреде ихъ
духъ святый, егоже послетъ отецъ в бога
аще просите отъ отца в бога, дастъ вамъ
Может ли кто читать эти слова без мысли о неразумии их автора?
Но именно такое прочтение евангельских стихов (Мф 18: 20; Ин 14: 26; Ин 15: 16) по существу предлагают имяверцы, поскольку приведенная выше нелепица получена простой подстановкой в евангельские стихи слова «Бог» вместо слов «имя Божие». Если исходить из слов основателя имяверия Иоанна Кронштадтского: «Имя Божие есть Сам Бог», эта замена вполне оправданна.
Каждый может убедиться в наличии в Новом Завете немалого количества других стихов, могущих быть изуродованными в соответствии с принципом имяверия.
Сказанного достаточно для отвержения имяверческого лжеучения, искажающего, по своей сути, Священное Писание. Однако последуем достойному подражания примеру святых отцов, исследовавших лжеучения с разных сторон и разоблачавших их, руководствуясь как Священным Писанием, так и соображениями здравого разума.
1.1.2. Доказательство второе
«Очи же ему [еста] яко пламень огнен, и на главе его венцы мнози: имый имя написано, еже никтоже весть, токмо он сам» (Откр 19:12).
Как же имяверцы могут утверждать, что неведомое им имя есть Сам Бог?
1.2. Доказательства от здравого разума
Дабы не уподобиться слепцам, последуем мудрому непреложному принципу, сформулированному святым Анастасием Синаитом:
«Приступающий к изложению догматических вопросов без знания определений уподобляется слепцу, предпринимающему путешествие туда, куда он уже прибыл» (Путеводитель. Глава II, 1).
1.2.1. Доказательство первое
«Восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа» (Из молитвы святого Макария Великого).
Слова утренней молитвы говорят сами за себя: если имя твое, значит оно уже не ты. Да и слово «имя» в тексте молитвы начинается со строчной буквы, в то время как слово «Твое» - с прописной, приличествующей обращению к Богу.
Иначе говоря, молитва ясно указывает на различие между Богом и Его именем, не оставляя сомнений в том, что имя Божие не есть Бог.
1.2.2. Доказательство второе
Выявление соотношения между двумя объектами требует обязательного предварительного определения каждого из них. Из определения Единого Бога как Того, Кто превыше всего (важнейшее положение монотеизма), уже следует невозможность приравнивания к Нему чего бы то ни было - независимо от определения этого «чего-то». Отсюда с необходимостью следует вывод о превосходстве Бога над Его именем.
Имяверцы же, принимая на словах монотеизм, но провозглашая, что имя Божие есть Сам Бог, на деле оказываются язычниками.
1.2.3. Доказательство третье
Само высказывание «Имя Божие есть Сам Бог» ставит вопрос: что есть по существу имя, тождественное Богу?
Но совершенно очевидно, что любой содержательный ответ на этот вопрос будет означать указание на нового бога и отрицание Единого Бога, то есть исповедание язычества.
1.2.4. Доказательство четвертое
Если имя Божие есть Сам Бог, то Святая Троица уже есть четверица: Отец, Сын, Дух Святой и имя Божие.
Очевидный возврат от христианства к язычеству.
1.2.5. Доказательство пятое (от Иоанна Дамаскина - первое)
За определением понятия «имя» обратимся к помощи преподобного Иоанна Дамаскина:
«Термин есть имя объясненное, имя же есть термин в сжатом виде» (Философские главы, глава VIII).
Итак, имя есть термин. Не сказано, что одно имя - термин, а другое - нет. Нет никакой специальной оговорки и относительно имени Божия: любое имя - термин.
Но термин не есть Бог. Приравнивание же термина к Самому Богу, а значит и поклонение ему как Самому Богу, суть идолопоклонство или - язычество.
1.2.6. Доказательство шестое (от Иоанна Дамаскина - второе)
Снова обратимся к Иоанну Дамаскину:
«Сказуемое бывает синонимическим тогда, когда подлежащее принимает и название, и определение самого имени. Например, животное высказывается о человеке, и человек принимает как название, так и определение животного. В самом деле, животное есть субстанция одушевленная, чувствующая, и человек принимает это определение, ибо человек есть субстанция и одушевленная, и чувствующая.
Сказуемое бывает омонимическим тогда, когда подлежащее имя принимает, а определения нет. Например, изображение человека принимает название человека, определения же человека не принимает. В самом деле, определение человека таково: животное разумное, смертное, способное к разумению и познанию. Напротив, изображение и не животное (ибо оно не одушевленно), и не разумно, и не способно к разумению и познанию» (Философские главы, глава XVI).
Используя раскрытый Иоанном Дамаскиным принцип различения в высказываниях названия и определения, применим его к имяверческому высказыванию «Имя Божие есть Сам Бог», оставляя (для ясности) неизменными стиль изложения и формулировочные конструкции святого отца. В результате получим следующее рассуждение:
«Имя Божие принимает название Бога, определения же Бога не принимает. В самом деле, определение Бога таково: Дух разумный, бессмертный. Напротив, имя Божие и не дух (ибо оно есть термин), и не разумно». Следовательно, имя Божие есть название Бога, но не есть Бог.
1.2.7. Доказательство седьмое (от Иоанна Дамаскина, Григория Богослова, Кирилла Александрийского и Афанасия Великого)
«Ум (Христов) соединился с Богом-Словом и был назван Христом не до воплощения от Девы, как ложно говорят некоторые. Это нелепость странных мнений Оригена, учившего о предсуществовании душ. Мы же утверждаем, что Сын и Слово Божие стал Христом с того времени, как вселился в утробу святой Приснодевы и, не изменившись, сделался плотью, и плоть была помазана Божеством. Ибо это помазание есть помазание человечества, как говорит Григорий Богослов. И священнейший Кирилл александрийский в письме к цесарю Феодосию сказал так: "Я утверждаю, что ни Слово, рожденное от Бога без человечества, ни храм, рожденный от жены, но не соединенный со Словом, не должно называть Иисусом Христом. Ибо под Христом разумеется Слово Божие, неизреченно сочетанное с человеческим путем положенного в планах домостроительства соединения". И к царицам он так пишет: "некоторые говорят, что имя Христос приличествует даже и одному рожденному от Бога Отца Слову, особо и самому по себе мыслимому и существующему. Мы же не так научены думать и говорить, ибо, когда Слово стало плотью, тогда Оно, говорим мы, и было названо Иисусом Христом. Так как Оно помазано от Бога и Отца елеем радости, или Духом, то поэтому и называется Христом. А что помазание было совершено над человечеством, в этом не усомнится никто из привыкших правильно думать". И всехвальный Афанасий в слове о спасительном пришествии (Христовом) говорит так: "Предвечный Бог до пришествия во плоти не был человеком, но был Богом у Бога, невидимый бесстрастный. Когда же Он стал человеком, то ради плоти усвояется Ему имя Христос, потому что этому имени сопутствуют страдание и смерть".
Если же божественное Писание говорит: "сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости", то должно знать, что божественное Писание часто употребляет прошедшее время вместо будущего, как, например: "посем на земли явися и с человеки поживе". Ибо, когда это было сказано, Бог еще не явился и не жил с людьми. И еще пример: "на реках Вавилонских тамо седохом и плакахом"; но этого тогда еще не было» (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», книга 4, глава 4).
Отсюда совершенно ясно, что Иисус Христос - имя тварное, хотя и святое, а поклоняющиеся этому имени как Богу, поклоняются твари.
1.2.8. Доказательство восьмое (от Анастасия Синаита)
«Вопрос: Имя Божие является ли сущностным, личностным, действенным, символическим или метафорическим?
Ответ: Ясно, что оно есть действенное, ибо оно не обнаруживает для нас сущность Божию (ведь познать ее невозможно), но [имя] "Бог" являет нам только доступное созерцанию действие Его» (Анастасий Синаит. Путеводитель. Глава 2:2).
Но можно ли отождествить бессущностное и даже не обнаруживающее сущности Божией имя с Самим Богом?
1.2.9. Доказательство девятое (от Григория Нисского)
«никакое имя само по себе не имеет существенной самостоятельности, но всякое имя есть некоторый признак и знак какой-либо сущности и мысли, сам по себе и несуществующий, и немыслимый. <…> Наше слово в начале не существовало, но создано вместе с нашим естеством; его нельзя понимать как имеющее собственную сущность, но оно, как говорит где-то наставник наш, исчезает вместе со звуком языка; нельзя также представить наше слово делом, но оно имеет свое существование в одном голосе и письме» (Опровержение Евномия. Книга 12:2).
Но разве Бог есть нечто несуществующее и немыслимое?
1.2.10. Доказательство десятое (от Григория Паламы - первое)
«А о Боге мы знаем, что Он есть, но что Он есть и каков Он - невозможно познать ни ангелам, ни человекам» (О божественных энергиях и их причастии, 22).
Как же могут имяверцы утверждать, что имя Божие есть Сам Бог, если не знают, что Он есть и каков Он?
1.2.11. Доказательство одиннадцатое (от Григория Паламы - второе)
«Видишь, что многое из того, что окрест Бога безначально и нетварно, и что выше и превосходнее их Божество? И по чему же Оно выше всего этого, если не по преименной (υπερωνυμον), неименуемой, непостижимой, непричаствуемой и не имеющей причины природе и сущности. <…> Так что Он выше и Своих нетварных энергий» (О божественных энергиях и их причастии, 29, 30).
Поскольку Бог выше и превосходнее даже Его же нетварных энергий, то как можно утверждать, что тварное (см. п. 1.2.7) имя Божие есть Сам Бог?
1.2.12. Доказательство двенадцатое - самое простое и ясное
Имя есть умопредставляемое понятие, реально не существующее, но используемое разумными тварями для обозначения различных объектов.
Бог же существует реально. До Творения не было никакой надобности в обозначении Его Самого как единственного бытующего Объекта. Необходимость в обозначении Бога именем (неважно каким) связана лишь с появлением разумных тварей. Но Бог безначален. Имяверцы же отождествляют Бога с тварью.
Продолжение
здесь.