Начало исследования любого понятия - привычное обращение к наиболее солидным толковым словарям.
Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь.
Ненавистный - злобный, исполненный ненависти.
Ненавистозлобный - исполненный злобной ненависти.
Злоба - порок; злоумышление, злодеяние; зло, бедствие; вообще зло или растление нравственное.
Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
Ненавидеть кого, что; не терпеть, не любить, невыносить, чувствовать отвращенье, омерзенье; желать зла, быть кому врагом, питать вражду, злобу, самую сильную нелюбовь.
Зло - худое, лихое, худо, лихо; противопол. добро.
Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт языкознания.
Ненависть - чувство сильнейшей вражды, неприязни.
Вражда - отношения и действия, проникнутые неприязнью, взаимной ненавистью; недоброжелательство.
Неприязнь - нерасположение, недоброжелательное отношение к кому-, чему-либо.
Интересная закономерность: толкователи фактически приравнивают ненависть к злобе, вражде, неприязни, отвращению, омерзению, недоброжелательству, то есть к желаниям, могущим в той или иной мере выразиться в агрессии, направленной против человека. Один лишь Владимир Даль отмечает (вместе с желаниями выраженно агрессивного свойства) характеризующие, по его мнению, ненависть менее жесткие желания: не терпеть, не любить. Для процитированных определений характерна хаотичность, разбросанность выражаемой ими мысли, указывающая на отсутствие у толкователей четкого представления об определяемом понятии.
Поэтому обратимся от словарей к Истине.
«аще кто грядетъ ко мне и не воненавидитъ отца своегшо и матерь, и жену, и чадъ, и братию и сестръ, еще же и душу свою, не можетъ мой быти ученикъ» (Лк 14: 26).
Что же - Любовь призывает к нелюбви, нетерпению, злобе, вражде, неприязни, отвращению, омерзению, недоброжелательству? Отметим для себя нелепость (если не сказать определеннее) этого предположения, а заодно оставим без внимания определения горе-толкователей и пойдем дальше.
«любяй душу свою погубитъ ю, и ненавидяй души своея в мiре семъ въ животъ вечный сохранитъ ю: аще кто мне служитъ, мне да последствуетъ» (Ин 12: 25).
Вот как толкует эти слова Христа Иоанн Златоуст:
«Что значит: "ненавидящий" душу свою? Это означает того, кто не слушает ее, когда она внушает что-нибудь вредное. Но не сказал: кто не слушает ее, а: "ненавидящий" ее. Как мы не можем ни слышать голоса ненавидимых нами, ни видеть лица их равнодушно, так точно мы должны крайне отвращаться и от души, когда она внушает нам что-нибудь неугодное Богу» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 67).
Любовь к своей, поврежденной грехом, душе означает всяческое внимание к ее желаниям, попечение об угождении им и влечет за собой погибель души. А ненависть к своей душе в этом мире, ведущая ее от погибели к жизни, то есть в противоположном направлении, использует и противоположные средства: отвращение внимания от своих мирских желаний и попечения об угождении им. Так может ли быть учеником Христа, да и просто идти к Нему, не оставивший попечений о мирском, приковывающий к нему свое внимание?
Любимый ученик Христа сказал:
«Не любите мiра, ни яже въ мiре: аще кто любитъ мiръ, несть любве Отчи въ немъ: яко все, еже въ мiре, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, несть отъ Отца, но отъ мiра сего есть» (1 Ин 2: 15-16).
Потому-то и научает Христос хотящих идти за Ним, стать Его учениками ненавидеть своих близких, то есть отвратиться от похотей мирских, обратить свое внимание от душевной привязанности к дорогим сердцу людям - к следованию Его заповедям.
Но не противоречит ли Христу Апостол, говоря:
«Всякъ ненавидяй брата своего человекоубiйца есть» (1 Ин 3: 15)?
Никак. Потому что продолжает:
«Иже убо имать богатство мiра сего, и видитъ брата своего требующа, и затворитъ утробу свою отъ него, како любы Божiя пребываетъ въ немъ;» (1 Ин 3: 17)?
Блаженны милостивые. Но немилостив отвративший внимание от насущных потребностей брата ради желания обратить внимание к недолжному: либо к осуждению брата, либо к оправданию его грехов, согласию с ними.
Сказанного достаточно для определения ненависти.
Ненависть - это хотение разумной твари отвращать свое внимание от того, что ей не по нраву, направляя его (внимание) в противоположную сторону.
Понятие ненависти безусловно нравственно, поскольку при любом направлении внимания (коих всего два: от недолжного - к должному или от должного - к недолжному) характеризует нрав ненавидящего, но само по себе нейтрально в отношении к добру и злу. И только указание на направление внимания придает ему добродетельную или греховную окраску.
Верное и точное понимание сути ненависти отражает православная русская пословица: «От любви до ненависти один шаг». Действительно, присущее любви долготерпение (принятие человека таким, каков он есть, вместе с его грехами) легко преобразуется в терпимость (согласие с грехами человека и угождение им). Достаточно лишь изменить направление внимания: от действительных потребностей человека - к желаемым им непотребствам. При этом внешне может казаться, что возненавидевший человека по-прежнему любит его.
Предложенное здесь определение ненависти делает непротиворечивыми слова ежевечерне читаемой православными молитвы ко Пресвятой Богородице Петра Студийского «не вемъ, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю», обращающиеся в бессмыслицу при использовании предлагаемых словарями толкований понятия «ненависть». Ведь, нет ничего удивительного и необычного в постоянных колебаниях направления вектора внимания грешного человека от должного к недолжному и обратно. Но практически невероятны резкие переходы к злобе от любви и к любви от злобы.
Это поверхностное исследование смысла понятия «ненависть» можно продолжать и углублять, но уже изложенного здесь достаточно для того, чтобы противостать неправославным толкователям.
Что касается всякого рода законодателей, предписывающих наказание людей за ненависть, то на их понимание рассчитывать не приходится.