Ненависть - что это?

Sep 03, 2012 17:18


Начало исследования любого понятия - привычное обращение к наиболее солидным толковым словарям.


Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь.

Ненавистный - злобный, исполненный ненависти.

Ненавистозлобный - исполненный злобной ненависти.

Злоба - порок; злоумышление, злодеяние; зло, бедствие; вообще зло или растление нравственное.

Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Ненавидеть кого, что; не терпеть, не любить, невыносить, чувствовать отвращенье, омерзенье; желать зла, быть кому врагом, питать вражду, злобу, самую сильную нелюбовь.

Зло - худое, лихое, худо, лихо; противопол. добро.

Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт языкознания.

Ненависть - чувство сильнейшей вражды, неприязни.

Вражда - отношения и действия, проникнутые неприязнью, взаимной ненавистью; недоброжелательство.

Неприязнь - нерасположение, недоброжелательное отношение к кому-, чему-либо.

Интересная закономерность: толкователи фактически приравнивают ненависть к злобе, вражде, неприязни, отвращению, омерзению, недоброжелательству, то есть к желаниям, могущим в той или иной мере выразиться в агрессии, направленной против человека. Один лишь Владимир Даль отмечает (вместе с желаниями выраженно агрессивного свойства) характеризующие, по его мнению, ненависть менее жесткие желания: не терпеть, не любить. Для процитированных определений характерна хаотичность, разбросанность выражаемой ими мысли, указывающая на отсутствие у толкователей четкого представления об определяемом понятии.

Поэтому обратимся от словарей к Истине.

«аще кто грядетъ ко мне и не воненавидитъ отца своегшо и матерь, и жену, и чадъ, и братию и сестръ, еще же и душу свою, не можетъ мой быти ученикъ» (Лк 14: 26).

Что же - Любовь призывает к нелюбви, нетерпению, злобе, вражде, неприязни, отвращению, омерзению, недоброжелательству? Отметим для себя нелепость (если не сказать определеннее) этого предположения, а заодно оставим без внимания определения горе-толкователей и пойдем дальше.

«любяй душу свою погубитъ ю, и ненавидяй души своея в мiре семъ въ животъ вечный сохранитъ ю: аще кто мне служитъ, мне да последствуетъ» (Ин 12: 25).

Вот как толкует эти слова Христа Иоанн Златоуст:

«Что значит: "ненавидящий" душу свою? Это означает того, кто не слушает ее, когда она внушает что-нибудь вредное. Но не сказал: кто не слушает ее, а: "ненавидящий" ее. Как мы не можем ни слышать голоса ненавидимых нами, ни видеть лица их равнодушно, так точно мы должны крайне отвращаться и от души, когда она внушает нам что-нибудь неугодное Богу» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 67).

Любовь к своей, поврежденной грехом, душе означает всяческое внимание к ее желаниям, попечение об угождении им и влечет за собой погибель души. А ненависть к своей душе в этом мире, ведущая ее от погибели к жизни, то есть в противоположном направлении, использует и противоположные средства: отвращение внимания от своих мирских желаний и попечения об угождении им. Так может ли быть учеником Христа, да и просто идти к Нему, не оставивший попечений о мирском, приковывающий к нему свое внимание?

Любимый ученик Христа сказал:

«Не любите мiра, ни яже въ мiре: аще кто любитъ мiръ, несть любве Отчи въ немъ: яко все, еже въ мiре, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, несть отъ Отца, но отъ мiра сего есть» (1 Ин 2: 15-16).

Потому-то и научает Христос хотящих идти за Ним, стать Его учениками ненавидеть своих близких, то есть отвратиться от похотей мирских, обратить свое внимание от душевной привязанности к дорогим сердцу людям - к следованию Его заповедям.

Но не противоречит ли Христу Апостол, говоря:

«Всякъ ненавидяй брата своего человекоубiйца есть» (1 Ин 3: 15)?

Никак. Потому что продолжает:

«Иже убо имать богатство мiра сего, и видитъ брата своего требующа, и затворитъ утробу свою отъ него, како любы Божiя пребываетъ въ немъ;» (1 Ин 3: 17)?
       Блаженны милостивые. Но немилостив отвративший внимание от насущных потребностей брата ради желания обратить внимание к недолжному: либо к осуждению брата, либо к оправданию его грехов, согласию с ними.
Сказанного достаточно для определения ненависти.

Ненависть - это хотение разумной твари отвращать свое внимание от того, что ей не по нраву, направляя его (внимание) в противоположную сторону.

Понятие ненависти безусловно нравственно, поскольку при любом направлении внимания (коих всего два: от недолжного - к должному или от должного - к недолжному) характеризует нрав ненавидящего, но само по себе нейтрально в отношении к добру и злу. И только указание на направление внимания придает ему добродетельную или греховную окраску.

Верное и точное понимание сути ненависти отражает православная русская пословица: «От любви до ненависти один шаг». Действительно, присущее любви долготерпение (принятие человека таким, каков он есть, вместе с его грехами) легко преобразуется в терпимость (согласие с грехами человека и угождение им). Достаточно лишь изменить направление внимания: от действительных потребностей человека - к желаемым им непотребствам. При этом внешне может казаться, что возненавидевший человека по-прежнему любит его.

Предложенное здесь определение ненависти делает непротиворечивыми слова ежевечерне читаемой православными молитвы ко Пресвятой Богородице Петра Студийского «не вемъ, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю», обращающиеся в бессмыслицу при использовании предлагаемых словарями толкований понятия «ненависть». Ведь, нет ничего удивительного и необычного в постоянных колебаниях направления вектора внимания грешного человека от должного к недолжному и обратно. Но практически невероятны резкие переходы к злобе от любви и к любви от злобы.

Это поверхностное исследование смысла понятия «ненависть» можно продолжать и углублять, но уже изложенного здесь достаточно для того, чтобы противостать неправославным толкователям.

Что касается всякого рода законодателей, предписывающих наказание людей за ненависть, то на их понимание рассчитывать не приходится.

ненависть

Previous post Next post
Up