Jan 27, 2008 19:26
Правила Православной Церкви могут быть условно разделены на группы, предписывающие определенную оценку ситуации:
- с конкретными выводами из нее;
- с вариантами выводов из нее;
- без конкретных выводов из нее.
Правила первой группы указывают на мнение Церкви, которому обязан без рассуждений следовать любой Ее член.
Правила второй и третьей групп предоставляют право выбора из предложенных вариантов или право делать выводы на усмотрение церковной иерархии того или иного уровня (Собора, Суда, епископа, священника), в зависимости от степени значимости вывода.
Ярким примером канона первой группы является Правило 15 Константинопольского Двукратного Собора, гласящее:
"… отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным".
Предписывая прекращение общения с епископом-еретиком (т.е. признавая его отделенным от Церкви, от Тела Христова), это правило фактически осуждает этого епископа за всенародную проповедь ереси "прежде соборнаго разсмотрения", указывая, тем самым, на неверность утверждения: "Для осуждения епископа (тем более, целой иерархии) нужно решение законного архиерейского соборного суда". (Требование ограждения от общения с иерархией, состоящей из епископов-еретиков, является прямым следствием процитированного правила.)
Уже само существование этого правила требует от нас внимательного подхода к решению вопроса о возможности (или невозможности) осуждения епископа (или иерархии епископов).
Следует обратить внимание и на Правило 6 II Вселенского Константинопольского Собора, утверждающее весьма важную норму церковного права:
"Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов".
Учитывая, что св. Василий Великий в своем Первом каноническом послании называет "раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами - собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом", это правило фактически приравнивает раскол и самочинное сборище к ереси, что значительно расширяет область действия Правила 15 Константинопольского Двукратного Собора.
Правила предусматривают и гораздо более серьезные последствия их нарушения, не требующие соборного рассмотрения.
Так, например, Правило 10 Карфагенского Собора безоговорочно анафематствует его нарушителей, а вышеупомянутое Правило 15 Константинопольского Двукратного Собора определяет священнослужителям-раскольникам любого ранга "быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии".
Если же правило не относится к группе, предписывающей конкретные выводы из оценки ситуации, это всегда ясно из текста самого правила. Например, Правило 11 Карфагенского Собора говорит: "… таковый да будет признаваем находящимся под клятвою, и да лишится своего места, впрочем, с разсмотрением...".
каноны,
Правила Православной Церкви