О чем просим мы в этой молитве? - Понятно, что об избавлении от всякого рода неприятностей. Но просим и не получаем. Почему?
Это разъяснил нам брат Господень: «просите и не прiемлете, зане зле просите, да в сластехъ вашихъ иждивите» (Иак 4:3).
Но разве не добро - избавление от скорбей, зол и болезней? - Конечно, добро, однако при одном условии, хотя и оговоренном Апостолом, но часто упускаемом из виду.
Любое зло, любые скорби, любые болезни имеют свои греховные причины. Думаю, это относится даже к промыслительным заболеваниям, о которых «iисусъ рече: сiя болезнь несть къ смерти, но о славе Божiи» (Ин 11: 4). Потому что - не будь грехопадения прародителей - не было бы нужды в дополнительных основаниях для прославления Бога: Он и так прославлялся бы всеми - святыми - людьми, как всегда прославлялся, прославляется и будет прославляться ангелами.
Скорби и болезни даются нам как средство вразумления: первые - Промыслом Божиим, вторые - в соответствии с определенным Божиим Замыслом естественным законом - вследствие греха.
То и другое дается для нашей пользы. Но извлекает пользу из полученного лишь тот, кто пользуется полученным, не отвергая, но принимая его как дар Божий. И когда полученное принято, надо верно распорядиться им. Как распорядиться? - Разумеется, использовав его на добро, как и сказал Апостол.
При этом необходимо учитывать, что добрым может быть только сделанное ради Добра - ради Бога. А ради Бога человек может сделать лишь то, на что направляет его воля Бога. Воля же Бога состоит в том, что Он «всемъ человекомъ хощетъ спастися» (1Тим 2: 4). Но «аще не покаетеся, вси такожде погибнете»(Лк 13: 3).
Поэтому добро всегда сопряжено с покаянием или хотя бы с раскаянием в грехах. Отсюда ясна первостепенная важность побуждений приступающего к молитве. В молитве нет места фарисейскому формализму, обесценивающему дело, внешне представляющееся добрым, но в действительности таковым не являющееся из-за отсутствия искреннего делания - делания не ради избавления от скорбей или болезней, а для отвержения породившего их греха. Делания для себя, но ради Бога.
Только в результате такого делания может быть получено просимое. Потому и начинаются утренние и вечерние православные молитвы со слов: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа".