«Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, ты исполнишь все заповеди».
И. Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, 99.
Грех есть желание не следовать заповеданному, из которого могут проистекать недолжные слова и дела. Поэтому Симеон Новый Богослов определяет грех так: «Злые помышления, слова и дела» (Слово десятое, 3).
И Священное Писание не подразделяет грехи на большие и малые: для этого нет никаких оснований. Но у каждого человека есть свои грехи и, если можно так выразиться, греховные предпочтения, соответствующие его наиболее выраженным желаниям.
Один обращает свои помыслы, главным образом, к зависти, но никогда не убьет, хотя иногда и подумывает о том, как приятно было бы извести ненавистную тещу; другой, не останавливаясь перед убийством, не позволит себе взять ничего чужого, как бы ему этого ни хотелось; третий, ловко подбирая все, что плохо лежит, скрепя сердце, подает просящим.
Субъективно для каждого из них не представляет большого труда преодолеть грех, не реализуемый им на практике и существующий только в виде помысла, а потому представляющийся малым и вполне победимым; но грех, постоянно воплощающийся в делах, кажется непреодолимым.
Поэтому человек, не мыслящий свою жизнь иначе как процесс переваривания нежных кусочков хорошо отбитого и слегка поджаренного мяса, не сочтет легким пощение по средам и пятницам; человек, привыкший спать каждую ночь в новой постели без исследования вопроса о том, является ли сегодняшняя подруга женой его ближнего или нет, не сочтет легким сон только в своей постели; а человек, сделавший своей профессией рейдерство, не сочтет легким отказ от единственного источника пропитания - присвоения «дома» ближнего своего.
Самым понятным ответом этих людей «пастырю», дающему совет начать с исполнения таких «легких» заповедей, как пощение по средам и пятницам или десятая заповедь, будет отправление его туда, куда отправляют, не имея желания говорить пространно. И это будет адекватный ответ, вполне заслуженный «пастырем».
Но важно то, что это будет ответ не только «пастырю», но и христианству, никак не заслужившему такого ответа. Ведь, человек, неспособный, по собственному убеждению, исполнить даже легкую заповедь, как возьмется исполнять трудные?
Бездумный совет «пастыря» может отвратить человека от христианства навсегда.
Но для такого «пастыря» это не имеет никакого значения: он реализовал на деле свое любоучительство, без чего не может прожить и дня, и имеет возможность тщеславиться безвылазно живущей в нем «высокодуховностью».
Как же иначе? Ведь, он «живет» во Христе!