«Воображение и представление есть зрение сердца, или души, созидающей или воспроизводящей известный предмет: оттого оно быстро, мгновенно, носит характер духовный. Это - дагерротип или фотография, делаемая душою с известного предмета. Рассудок - живописец, снимающий с этой фотографии».
И. Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, 123.
Апостол учит:
«Плодъ же духовный есть любы, радость, миръ, долготерпенiе, благость, милосердiе, вера, кротость, воздержанiе» (Гал 5: 22-23).
И еще:
«плодъ бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине» (Еф 5: 9).
Отсюда видно, что плоды духа - это добродетели, благость, правда и истина.
Воображение и представление о предмете суть не являющиеся ничем из названного Апостолом плоды мыслительной силы души, а значит - душевны, но не духовны.
В каком же бедственном душевном состоянии надо пребывать, чтобы не видеть не только различия между духовным и душевным, но и явного противоречия между собственными тезисами, высказанными в двух, идущих одно за другим, предложениях? Или, может быть, фотография духовна?
Увещевая нас к различению плотского и духовного, Апостол сказал:
«Сущiи бо по плоти, плотская мудрствуютъ, а иже по духу, духовная. Мудрованiе бо плотское смерть есть, а мудрованiе духовное животъ и миръ, зане мудрованiе плотское вражда на бога: закону бо божiю не покаряется, ниже бо можетъ. Сущiи же во плоти, богу угодити не могутъ» (Рим 8: 5-8).
И еще:
«Душевенъ же человекъ не прiемлетъ яже духа божiя: юродство бо ему есть, и не можетъ разумети, зане духовне востязуется» (1Кор 2: 14).
Так вправе ли не отличающий душевного от духовного говорить о себе: «Духовный же востязуетъ убо вся, а самъ той ни отъ единаго востязуется» (1Кор 2: 15), - как это сделал автор процитированных выше слов в предисловии к своей книге, к тому же бессовестно назвав ее «Моя жизнь во Христе»?
Впрочем, находящемуся в состоянии прелести такое вполне по плечу.