Dec 08, 2012 22:21
Симеон Новый Богослов определяет грех так:
«Злые помышления, слова и дела» (Слово десятое, 3).
Афанасий Великий рассматривает понятие греха подробнее:
«Должно же знать, что грех есть отпадение от добра, а беззаконие - погрешение против Божественного закона. Таково начало и греха и беззакония. В этом они и сходны между собою. Ибо согрешающий уклоняется от цели, которая в природе его и сообразна с нею, а цель человеческой природы - жить по разуму, избегая неразумия. Но и беззаконный также, живя невоздержно, погрешает против закона, какой дан ему в естестве. А посему и ученик Христов, Апостол Иоанн, справедливо сводит воедино и грех, и беззаконие, сказав: всяк творяй грех, и беззаконие творит (1Ин 3: 4). Иначе сказать: грех сходен с беззаконием, потому что всякий, поступающий беззаконно, грешит» (Толкование на Псалом 50).
Получается, что собственно грех - это помышление, а его реализация, проявляющаяся в словах и делах, суть беззаконие - грех делом.
Беззакония - сделанные грехи, разумеется, уже не могут быть исправлены, но только прощены раскаявшемуся в них - как и помышления, оставленные человеком в прошлом.
А помышления, в которых человек не успел ни покаяться (расстаться с ними), ни хотя бы раскаяться на момент исхода души из тела - это и есть собственно грехи, безусловно подлежащие Суду Божию: «в чем застану, в том и сужу».
беззаконие,
раскаяние,
покаяние,
грех