«Что же поэтому было невольным и вольным для Христа? - Бесчестие от иудеев, поношение, обиды, побои, бичевание, оплевание и, кроме того, еще оклеветания, а в конце всего смерть плоти. Это ради нас Христос претерпел добровольно. А как дерзкие насилия иудеев над Ним были совершенно неотвратимы, то Он восприемлет на Себя страдания, но делает вольным невольное, ради пользы страдания, при благоволении к Нему Бога и Отца и соизволении на добровольное перенесение всего за спасение всех. В этом-то преимущественно и должны мы усматривать безмерную благость Божественной Природы как не отрекающейся ради нас взять на Себя даже и то, что должна была отвергать.
Отсюда можешь уразуметь, что крестные страдания хотя были в некотором отношении невольны для Спасителя Христа, но вольны ради нас и благоволения Бога и Отца. Так, когда Он должен был восходить на крест, Он сделал, очевидно в виде молитвы, такое обращение к Отцу: "отче мой, аще возможно есть, да мимоидетъ отъ мене чаша сия: обаче не якоже азъ хощу, но якоже ты" (Мф 26: 39). Так как "Богом было Слово" бессмертным и нетленным и самою жизнью по природе, то для всех, полагаю, совершенно очевидно, что Оно не могло страшиться смерти. Однако ж как явившийся во плоти дозволяет претерпевать свойственное плоти и страшиться уже скоро предстоявшей смерти, дабы явиться истинным человеком. Посему говорит: "аще возможно есть, да мимоидетъ отъ мене чаша сия". Если можно, говорит, Отче, не подвергаясь смерти, подпадшим ей возвратить жизнь, если смерть умрет без Моей смерти, конечно по плоти, то да прейдет мимо, говорит, чаша. Впрочем, если это не может совершиться иначе, то не как Я хочу, но как Ты. Видишь, как опять человеческая природа, поскольку это относится (только) к ней, даже и в Самом Христе оказывается изнемогающею. Но посредством соединенного с нею Слова она возвышается до Божественного дерзновения и переходит в мужественное настроение, так что не допускает угодного своим собственным хотениям, но, напротив, следует Божественной цели и спешно устремляется ко всему тому, к чему бы ни призывал нас закон Творца. А что мы говорим здесь истину, можешь узнать и из самого прибавления (Им слов): "духъ убо, - говорит, - бодръ, плоть же немощна" (Мф 26: 41). Не не ведал Христос, что подвергаться смерти и чувствовать страх перед нею всего менее свойственно Божественному достоинству, почему к сказанному тотчас же присоединил и причину, сказав, что плоти по самой ее природе подобает и свойственно быть немощною, между тем как дух оказывается бодрым и не могущим подвергаться никакому повреждению. Отсюда можешь видеть, как смерть была невольною для Христа по причине плоти и бесславия страдания, но в то же время и вольною, доколе не была приведена к благополучному для всего мира концу воля Отца, то есть спасение и жизнь всех».
Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Часть II, глава I.
Отсюда, прежде всего, ясна нелепость утверждения некоторых: «
Христос умер добровольно, следовательно, мог и не умирать». Св. Кирилл недвусмысленно утверждает, что «дерзкие насилия иудеев над Ним были совершенно неотвратимы». В полном согласии с ним состоит Афанасий Великий:
«Но неверующiй воскресенiю Господня тела не знаетъ, по-видимому, силы Божiя Слова и Божiей Премудрости. Ибо если Господь вполне восприялъ на Себя тело и усвоилъ Себе его не безъ особенныхъ важныхъ причинъ, какъ доказано это в слове; то какъ же надлежало Господу поступить с теломъ? Или, какой конецъ долженъ былъ последовать с теломъ, какъ скоро Слово единожды снизошло на него? Не могло оно не умереть, какъ смертное и за всехъ приносимое на смерть, для чего и уготовалъ Себе его Спаситель» (Слово о воплощенiи Бога-Слова, и о пришествiи Его къ намъ во плоти, 31).
Чтобы быть точным, следует сказать, что Христос и не умирал вовсе: умерло, а затем воскресло по воле вечно живого Бога Его человеческое тело, в чем св. Афанасий и св. Кирилл единодушны.
А ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой заметки, дал св. Кирилл словами «смерть была невольною для Христа по причине плоти и бесславия страдания, но в то же время и вольною, доколе не была приведена к благополучному для всего мира концу воля Отца».
Из этих слов очевидно, что смерть тела Христова была вольной с точки зрения Его божественной воли, согласной с волей Отца, действующей неотвратимо и безусловно.
Но с точки зрения человеческой воли Христа эта смерть была невольной как противоречащая естественному стремлению человека к жизни, то есть свершилась против Его человеческой воли. Для Христа как Человека смерть тела была не добровольной, но, будучи неотвратимой, все-таки, не принужденной и даже не вынужденной вследствие послушания Отцу - отвержения Своей воли.