Добровольно ли умер Христос?

Mar 01, 2013 00:21


«Что же поэтому было невольным и воль­ным для Христа? - Бесчестие от иудеев, поношение, обиды, побои, бичевание, оплевание и, кроме того, еще оклеветания, а в конце всего смерть плоти. Это ради нас Христос претерпел добровольно. А как дерзкие насилия иудеев над Ним были совершенно неотвратимы, то Он восприемлет на Себя стра­дания, но делает вольным невольное, ради пользы страдания, при благоволении к Нему Бога и Отца и соизволении на добро­вольное перенесение всего за спасение всех. В этом-то преимущественно и должны мы усматривать безмерную благость Божественной Природы как не отрекающейся ради нас взять на Себя даже и то, что должна была отвергать.

Отсюда можешь уразуметь, что крестные страдания хотя были в некотором отношении невольны для Спасителя Христа, но вольны ради нас и благоволения Бога и Отца. Так, когда Он должен был восходить на крест, Он сделал, очевидно в виде молитвы, такое обращение к Отцу: "отче мой, аще возможно есть, да мимоидетъ отъ мене чаша сия: обаче не якоже азъ хощу, но якоже ты" (Мф 26: 39). Так как "Богом было Слово" бессмертным и нетленным и самою жизнью по природе, то для всех, полагаю, совершенно очевидно, что Оно не могло страшиться смерти. Однако ж как явившийся во плоти дозволяет претерпевать свойственное плоти и страшиться уже скоро предстоявшей смерти, дабы явиться истинным человеком. Посему говорит: "аще возможно есть, да мимоидетъ отъ мене чаша сия". Если можно, говорит, Отче, не подвергаясь смерти, подпадшим ей возвра­тить жизнь, если смерть умрет без Моей смерти, конечно по плоти, то да прейдет мимо, говорит, чаша. Впрочем, если это не может совершиться иначе, то не как Я хочу, но как Ты. Ви­дишь, как опять человеческая природа, поскольку это относит­ся (только) к ней, даже и в Самом Христе оказывается изнемогающею. Но посредством соединенного с нею Слова она возвышается до Божественного дерзновения и переходит в мужественное настроение, так что не допускает угодного сво­им собственным хотениям, но, напротив, следует Божественной цели и спешно устремляется ко всему тому, к чему бы ни призывал нас закон Творца. А что мы говорим здесь истину, можешь узнать и из самого прибавления (Им слов): "духъ убо, - говорит, - бодръ, плоть же немощна" (Мф 26: 41). Не не ведал Христос, что подвергаться смерти и чувствовать страх перед нею всего менее свойственно Божественному достоинству, почему к сказанному тотчас же присоединил и причину, сказав, что плоти по самой ее природе подобает и свойственно быть немощною, между тем как дух оказывается бодрым и не могущим подвергаться никакому повреждению. Отсюда можешь видеть, как смерть была невольною для Христа по причине плоти и бесславия страдания, но в то же время и вольною, доколе не была приведена к благополучному для всего мира концу воля Отца, то есть спасение и жизнь всех».

Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Часть II, глава I.

Отсюда, прежде всего, ясна нелепость утверждения некоторых: « Христос умер добровольно, следовательно, мог и не умирать». Св. Кирилл недвусмысленно утверждает, что «дерзкие насилия иудеев над Ним были совершенно неотвратимы». В полном согласии с ним состоит Афанасий Великий:

«Но неверующiй воскресенiю Господня тела не знаетъ, по-видимому, силы Божiя Слова и Божiей Премудрости. Ибо если Господь вполне восприялъ на Себя тело и усвоилъ Себе его не безъ особенныхъ важныхъ причинъ, какъ доказано это в слове; то какъ же надлежало Господу поступить с теломъ? Или, какой конецъ долженъ былъ последовать с теломъ, какъ скоро Слово единожды снизошло на него? Не могло оно не умереть, какъ смертное и за всехъ приносимое на смерть, для чего и уготовалъ Себе его Спаситель» (Слово о воплощенiи Бога-Слова, и о пришествiи Его къ намъ во плоти, 31).

Чтобы быть точным, следует сказать, что Христос и не умирал вовсе: умерло, а затем воскресло по воле вечно живого Бога Его человеческое тело, в чем св. Афанасий и св. Кирилл единодушны.

А ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой заметки, дал св. Кирилл словами «смерть была невольною для Христа по причине плоти и бесславия страдания, но в то же время и вольною, доколе не была приведена к благополучному для всего мира концу воля Отца».

Из этих слов очевидно, что смерть тела Христова была вольной с точки зрения Его божественной воли, согласной с волей Отца, действующей неотвратимо и безусловно.

Но с точки зрения человеческой воли Христа эта смерть была невольной как противоречащая естественному стремлению человека к жизни, то есть свершилась против Его человеческой воли. Для Христа как Человека смерть тела была не добровольной, но, будучи неотвратимой, все-таки, не принужденной и даже не вынужденной вследствие послушания Отцу - отвержения Своей воли.

богословие, христология

Previous post Next post
Up