«Азъ же глаголю вамъ не противитися злу» (Мф 5: 39)

May 20, 2013 01:03



Так учил Христос. Но следовал ли Своей заповеди Он Сам, когда отверг искушения дьявола в пустыне, не допустил побивания камнями женщины, взятой за прелюбодеяние, исцелял и даже изгонял бесов?

Спаситель не оставил без пояснений Свои слова: «не противитися злу», продолжив: «но аще тя кто ударитъ въ десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему судитися съ тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу: и аще кто тя пойметъ по силе поприще едино, иди съ нимъ два» (Мф 5: 39-41).

Дела, от которых предостерегал Христос, и действия, совершенные Им Самим, выражаются соответственно словами «противление» и «противостояние», определяющими, в данном случае, чисто нравственные понятия.

Не ответить ударившему тем же может смиривший себя, но не жаждущий мщения; отдать последнее может нестяжательный, но не держащийся за данное Богом, как за свое; бескорыстно трудиться для другого может милостивый, но не требующий за все платы сребролюбец.

Противиться злу значит восставать против него своими делами, проистекающими из недолжных помыслов.

Христос же, отвергнув искушения дьявола, не противился ему, но отстранился от зла; спас женщину от смерти, без противления действиям пожелавших судить ее, но устыдив их, отвел от зла; исцеляя и изгоняя бесов, не противился творимому ими злу, но, проявляя милость, освобождал немощных от поработивших их собственных недолжных помыслов, имевших следствием бедственное состояние души и тела.

Противостоять злу значит не принимать его душой, не подвергаться его воздействию, активно отвергать.

Противостояние злу - стояние против (напротив) зла, отстранение от зла, отказ от общения со злом - потребное человеку средство дистанцирования от зла, предохранения от любых контактов со злом.

Противление же злу, напротив, есть средство общения со злом, принятия зла, содействия злу и, проще говоря, - непотребство.

Евангелие

Previous post Next post
Up