Недавно моя жена Елена поведала неизвестную мне ранее, но заслуживающую внимания историю.
Впервые она исповедовалась, еще будучи в МП. Батюшка был очень строг, и на глазах Елены, резко отчитав некоего молодого человека за то, что тот исповедал мало грехов, не допустил его к причастию.
Подошла очередь Елены, и она зачитала старательно подготовленный список своих грехов: гордость, тщеславие и т. д. Батюшка, по своему обыкновению, строго взглянул на нее и уверенным голосом произнес:
- И это все? Что это за исповедь? Что же ты не говоришь о своих негодных делах?
- Я рассказала о своих грехах, а дела - лишь их следствия, - был ответ.
- Ну, ладно, - недовольно проворчал батюшка после некоторого замешательства и отпустил.
Вот оказывается как исповедуются в МП (да и не только, наверное, в МП): своровал, накричал, дал в морду, напился, проигрался в карты… И такая исповедь, к сожалению, стала нормой.
А где же грехи? Где недолжные помыслы, ведущие к делам греха? - Их как бы нет.
Человек, рассказывающий о своем пьянстве, не упоминает о том, почему напился: то ли по причине своего плотолюбия, то ли из-за постоянно сопутствующего ему уныния, то ли в попытке заглушить зависть к сослуживцу, приобретшему вчера новое роскошное авто…
Повествующий об избиении соседа умалчивает о том, привело ли к этому желание не терпеть разговора с ним на неприятную тему, или настойчивое желание получить от него денег, или желание доказать свое превосходство…
В основе недолжного дела могут лежать разные грехи. А кающийся в греховных делах не исповедует самих грехов, скрывая их от принимающего исповедь или, что еще хуже, от самого себя, и в результате остается со своими нераскаянными грехами.