Школьные анкеты по совсем нешкольной тематике

Apr 11, 2013 01:52

Многим родителям к концу этого учебного года в школах достанется заполнение одной "забавной" анкеты, которую опубликовали и обсудили в группе фейсбука "В защиту образования". процитирую вводное сообщение:

Из школы принесли анкету, с помощью которой российские ювенальные работорговцы при посредовании российского же минобраза создают общероссийскую базу данных по семьям. Родителям предлагается рассказать все о себе и ребенке, а ребенку - оттестировать себя на предмет психологического статуса. Все подается совершенно невинно: добровольно-обязательно "приглашаем к сотрудничеству с целью улучшения условий обучения Вашего ребенка"

сама анкета

Хочу объяснить, почему НЕ НАДО такие анкеты заполнять.

Дело в том, что, помимо эмоциональной и прочих смысловых составляющих, чисто с точки зрения профессионализма проведения социологических исследований (в силу некоторого моего знакомства с этим процессом), любая мало-мальски приличная анкета социологического исследования должна содержать титульный заголовок или преамбулу , с формулировкой названия социсследования, краткого описания его целей, задач, а также информацию о том, кто его проводит, и по чьему заказу.

Обсуждаемая анкета даже по формальным признакам - безграмотна, по причинам:
  1. отсутствия данных об организаторе и заказчике исследования;
  2. по размытости формулировок целей исследования и главное - по вопросам внутри анкеты, _никак_ не относящимся к целям, заявленным в преамбуле (например, постулируется изучение школы, а вопросы "копают" про дом, семью и как делаются домашние работы);
  3. Вёрстка анкеты для машинной обработки и в первой же строке анкеты - цифровой, персональный уникальный код участника, идентификатор. Это вообще не социологическое исследование (которые призваны быть анонимными, по сути своей), а персонифицированный сбор именной информационной базы данных, с формированием социо-психологического портрета участников и их семей;
Сложив все эти три аспекта вместе, получается, что нам предлагают отдать немерянное количество личной жизни непонятно кому и непонятно зачем. Я не фанат теории заговоров, но все прекрасно знают, что не только в нашей стране "всё, сказанное может быть использовано против Вас", а у нас и подавно. Дело также не упрощают и случаи угроз и даже изъятия детей из семей с помощью опеки + маячащая на горизонте ювенальная юстиция.
В любом случае, даже отбросив страхи и боязни, я рекомендую подобные и любые другие анкеты:
  • просматривать, включив мозг и разум, обращая внимание на инфу про организаторов и заказчиков исследований; четкость цели анкетирования; соответствие содержания вопросов целям анкетирования
  • в случае возникшего непонимания, как в данном случае, - выкидывать в мусорную корзину, не заполняя вовсе. Причина - три вышеназванных аспекта + статья 51 Конституции РФ ("Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников").
Думаю что анкета составлена либо людьми с неизвестным образованием, но с финансированием, которое надо отработать. ЛИБО составлена профессионалами нарочно в таком виде, для сокрытия реальных задач анкетирования. (Хотя, как у нас водится, могло быть и так - под сформулированные цели опроса профессионалами составлена анкета, потом заменили заголовок, чтото подправили по мелочи менее грамотные но более "идеологические" личности, согласно конечным целям).

Вообще, если разбирать эту анкету саму по себе, то к каждому из вопросов самой анкеты у меня лично почти нет претензий, если отбросить соус, под которым она подается, её содержание сделано весьма профессионально, По существу вопросов анкеты, не нравится:
  1. вопрос №14 (он постулирует в школе наличие трудностей, это некорректно, даже с наличием поле "другое___", при обработке это математически выльется в возможное смешение действительно других вариантов ответов и варианта "у ребёнка нет трудностей").
  2. вопросы 20-22 - они ни в какие рамки не лезут с оборотами "или женщина/мужчина, заменяющая/ий" - явно такие тексты приделывали с какой то целью, не хочу додумывать с какой. ну или топорная работа по добавленным формулировкам
  3. ощущение, что за время подготовки анкеты, менялись задачи анкетирования, вопросам не хватает связности, единости между собой. Например, в 17-ом вопросе явно напрашивается выяснение, что есть дома ради ЗОЖ (здорового образа жизни), ибо противопоставления образования здоровью - канва опроса, но этого почему то нет. Другой пример - вопросы 13 и 15 - фактически дублируют друг друга. Я бы предположил, что это была попытка сделать проверку правдивости ответов (дублируя вопросы про одно и то же разными словами, чтобы понять, насколько искренен анкетируемый) - но по-моему, чересчур топорно, и почти в два раза отличие по количеству ответов - многовато, скорее это в разное время были два разных подхода к составлению анкеты..
ps: а вообще, что касается успеваемости и мотивированности детей - прекрасно и без анкет знает их классный руководитель. А если заявленную цель анкеты практически полностью закрывает классный руководитель, то персональное анкетирование через родителей выглядит просто ширмой. Я не сторонник теории заговоров и ужасов ювеналки, но вот оно так выглядит, ничего не могу с этим поделать

(моё субъективное мнение)

дети, социология, образование, школа

Previous post Next post
Up