Паскаль Алькюе
Кристиан Сельс - мечтатель о прошлом
Будучи влюбленным в историю, этот композитор сумел увлечь многих людей вдохновленностью средневековой Окситанией, и привнес жизнь в образы Средних веков, благодаря своим светозвуковым композициям.
В студии или на сцене Кристиан Сельс воскрешает историю Окситании с огромным эмоциональным и художественным энтузиазмом.
Его дед был на стороне Марсилина Альберта во время восстания виноградарей в 1907 году в Аржелье, его отец был поэтом и виноградарем, его мать была музыкантшей: таково было богатое семейное наследие Кристиана Сельса, когда он начал свой нетипичный путь, объединив музыку, электронику, информатику и маркетинг. «Впервые я сел на самолет, когда мне было 20 лет, чтобы отправиться в Японию! Я разработал для них инструментальную концепцию, которая имела большой успех, и таким образом я заплатил за свое обучение». У японцев он научился простой философии работы: внедрять проект до тех пор, пока он не реализуется. Эта философия до сих пор руководит его действиями. Но на него также повлияла и привязанность к собственным корням: «Я увлекался историей с самого раннего детства, и забравшись далеко от родной деревни, я «в запой» читал книгу Катары Ива Рокетта. Я обнаружил за старинными камнями и пейзажами душу, культуру, собственную историю. Я открыл катаризм и окситанскую культуру, и это породило во мне в 1992 году идею начать художественный проект».
Вызванные молодым человеком образы XII и XIII веков вдохновили его, и предприятие обрело плоть и кровь в 1999 году после выхода в свет диска Ос, который был продан тиражом 30 000 экземпляров, и основанием группы под тем же названием. Инструменты трубадуров, такие, как виола и арфа, нарбоннский псалтерион (средневековый струнный музыкальный инструмент прим. пер.), цитры вновь обрели жизнь, а их звуки смешались со звуками, производимыми современными, самыми мощными технологиями. Группа Ос - коллектив открытый разнообразным направлениям - прекрасно соответствовал его художественному подходу. «Мы воплощаем дух окситанской культуры, всегда открытой новым талантам». Музыканты, менеджеры, декораторы, хореографы, научный комитет - все они привнесли свой камушек в это здание.
Вместе с музыкой, которая была красной нитью этого проекта, его опыт становился все более многогранным. Для одного из тематических вечеров, посвященных катарам, телеканал Arte заказал группе Ос композицию, которая привела к рождению альбома Катары в 2002 году. Потом, на волне вдохновения, появился фильм Тайны и легенды края катаров - собственный продукт группы, который до сих пор продается в различных местах, классифицированных как исторические монументы, таких, как, например, Сите Каркассона. Поскольку это касалось визуального искусства, то группа задумалась и о визуализации как таковой. «Этот фильм объясняет нашу культуру, то, кем мы есть, что привнесли в нее народы, которые сюда приходили, и то окситанское измерение, которое является нашей идентичностью. И образы подкрепляют эту цель».
На сцене группа создала чрезвычайно богатую и артистическую атмосферу. Еще более чем язык, солью этих окситанских спектаклей (с субтитрами на французском и английском) стало чувство, и это отныне сделалось «фишкой» группы. «Когда ты пытаешься затронуть людей образами, это очень мощно, потому что в ход идут эмоции». И возникает необходимость общаться, делиться, и это не просто слова. Без сомнения, это воплощение того, что иногда называется братством, как любила говорить героиня Сопротивления Люси Обрак, которой Кристиан Сельс посвятил фильм (Люси Обрак: откровение). Он рассказывает: «Люси тоже дала мне понять смысл слова «сопротивляться». Это очень совпало с сопротивлением катаров в Средние века».
Эти знания придают ему силы, он действует в полной свободе, но вдохновляет его творческое пламя. «Всё, о чем я мечтаю, я пытаюсь воплотить». Этот слоган является его движущей силой, как, впрочем, и повседневная реальность. Он постоянно развивает свои достижения, благодаря силе воли. «Я не принимаю финансовой помощи, потому что слишком люблю свободу. Я не революционер в том смысле, в каком это обычно понимается, но я в своих размышлениях обрел немножко духа катаров, которые тоже шли до конца со своими идеями». Семья артиста помогает ему распространять диски и DVD с фильмами, а газета «La Post» предложила своим агентствам в Арьеже и Од распространять карты-DVD, созданные Кристианом. В конверте находятся несколько слов и диск-сувенир, как всегда, с темами Окситании и катаров. Он также создал спектакль о творце канала Дю Миди Поле Рикете, которому он воздал честь музыкой и образами. «Ведь это он очень четко материализовал наш Лагнедок, благодаря этому каналу, который теперь представляет землю Ок. Но в ту эпоху, когда он делал его вместе с 20 000 рабочих, его мечта чуть не погибла. Он прослыл сумасшедшим и умер как раз перед тем, как по каналу пошла вода. Его история чрезвычайно интересна для меня». Судьба автора канала вдохновляет артиста, так же, как и история Альбигойского крестового похода, годовщине которого в 2009 году он тоже посвятил один из спектаклей.
Будучи удивительной смесью электро- и средневековых инструментов, музыка Кристиана Сельса вновь возвращает искусство трубадуров с помощью технических достижений III тысячелетия.
Click to view
Click to view