Павильон Аделаиды.
Фасад двора… любви.
Текст и фотографии Филиппа Теранкля
В этом светском здании, являющимся редким примером романской гражданской архитектуры, родился и был воспитан один из мучеников катарской эпопеи: Раймонд Рожер Тренкавель, сын прекрасной Аделаиды, память о которой сохранилась в веках.
Южный фасад павильона, открывающийся на реку Агут, украшен великолепными окнами, четыре из которых являются сдвоенными в романском стиле.
В деревне Бюрлац в нескольких километрах от Кастра, сохранилось несколько укреплений, в том числе фасад приходской церкви. Павильон Аделаиды до последнего времени был включен в комплекс строений текстильной фабрики.
До 1980 года текстильная фабрика скрывала часть огромного романского дома. Хотя в 1923 г. верхние этажи этого здания попали в список признанных исторических монументов Франции, только после того, как весь комплекс текстильной фабрики Ожье-Лясборд был выкуплен Региональным Природным Парком верхнего Лангедока, павильон Аделаиды на берегах реки Агут в деревне Бюрлац вернул себе извечную грациозность и стряхнул все унижения.
Построенный в начале XII века, этот так называемый павильон Аделаиды является одним из редких примеров романской гражданской архитектуры. Это большое квадратное здание 15 метров в длину и 8 в ширину, первый этаж которого разделен на три аркады и обращен прямо к набережной Агут. Этот нижний этаж был перестроен несколько столетий спустя, однако сегодня прекрасно вписывается в ансамбль.
Мэрия Бюрлаца находится в части нефа бывшего разрушенного кафедрального собора.
На втором этаже одно большое окно оснащено рамой, а другие - намного меньше, что свидетельствует о защитной функции этого уровня дома. Но именно последний этаж придает павильону особую прелесть. Пять сдвоенных романских окон, четыре из которых смотрят на юг, а одно на восток, делают дом легким и гармоничным. Они остались от первоначального здания павильона и сохранились потому, что были расположены над крышей текстильной фабрики, кровля которой была укреплена на южном фасаде. Этот уникальный третий этаж, щедро освещенный пятью окнами, конечно же, был местом, где жили обитатели павильона.
Земля, где принимали и понимали
Что значит, жить в Бюрлаце, на буколических берегах Агут. Воображение сразу же рисует нам тихую обитель уютного уединения. Местная легенда, издавна привязавшая к этому большому дому имя Аделаиды, приписывает этому уникальному для Франции сооружению.полумифическое, полуисторическое происхождение.
Королева Констанция, дочь короля Людовика VI и отвергнутая жена Раймонда V Тулузского, после разрыва со своим мужем, которому она родила четырех детей - будущего Раймонда VI Тулузского, Тэйлефера, Бодуэна и Аделаиду, укрылась в Бюрлаце. Дети выросли в Бюрлаце. Трубадур из Перигё Арнот де Марьюль поэтому и назвал Бюрлац «Двором любви» и сделал его знаменитым. Такова легенда. На самом деле, вряд ли королева Констанция жила бы в Бюрлаце после развода с Раймондом V в 1165 году: это место принадлежало не графам Тулузским, а Тренкавелям. И не для королевы Констанции построили этот павильон. А сделал это Бернард Aтон IV для своей жены Сесилии в начале XII века. Дом был частью оборонной системы замка, стоявшего, как это ни странно, в долине, что доказывает его назначение как резиденции. Другое строение, подобное этому павильону, по крайней мере, по внешнему виду, тоже сохранилось в Бюрлаце до наших дней, но оно сейчас окружено домами деревни.
Если королева Констанция могла провести в Бюрлаце не больше нескольких месяцев, по видимому, во время катарского Собора в Ломбере (1165), то ее дочь Аделаида принесла этому месту ту известность, которую и прославил трубадур Арнот де Марьюль, страстно влюбленный в красавицу Аделаиду. Она вышла замуж за Рожера II Тренкавеля, которому родила сына, Раймонда Рожера Тренкавеля, выросшего в Бюрлаце, несчастного виконта, умершего в подвале собственного замка, благодаря усилиям Симона де Монфора.
Семья последнего стала сюзереном Бюрлаца во время Парижского трактата (1229 год), и его герб можно увидеть над входом в бывший кафедральный собор. Катаризм всегда встречал в Бюрлаце как минимум теплый прием и понимание. Бюрлац был местом, где жил один из мучеников крестового похода (Раймонд Рожер Тренкавель). Но особенно он запомнился благодаря поэтической силе стихов Арнота де Марьюля, которые являются шедевром окситанской поэзии. Они позволили этой скромной деревне и ее цитаделям пережить века. По примеру трубадура, воспевавшего и любившего только одну женщину, Аделаиду, Бюрлац тоже остается верным памяти прекрасной виконтессы.
Pyrenees Cathares, 2004, рр. 92-95.