Франк Барду. Рене Нелли - катар современности

Feb 14, 2024 19:45

Франк Барду,
Прозаик и поэт, пишущий на окситанском языке, автор книги «Рене Нелли, окситанский поэтический взлет»

Рене Нелли - катар современности

Каркассонский поэт, умерший в 1982 году, был более чем исследователем религии катаров. Он, если так можно выразиться, превратил свое средневековое наследие в невероятную современную философию. Здесь будет дан портрет человека, двойное увлечение которого - языком ок и историей своего края - повели его по далеким следам добрых людей.



Рене Нелли (портрет Жана Дьюзеда) придал изучению катаризма духовный и поэтический аспект.

Если согласиться с его собственной точкой зрения, которая находится на стыке науки этнологии и такой его благородной и не менее необходимой для исследований черты характера, как мечтательность, сама судьба предназначила Рене Нелли стать «возлюбленным любви» и «катаром современности». Дороги, которыми он следовал, - от арьежских Пиренеев до средиземноморского Лангедока -  привели к тому, что он стал человеком, не просто описывающим эти пейзажи, но естественным образом идеализирующим их «как женщину, которую любят, или, как минимум, как чувство, которое к ней питают». Поэт полагал, что он обнаружил в глубине души самих окситанцев склонность к чувствительности. И эта склонность была как бы сама по себе, как бы отделена не только от того, что они любят, но и от земли, которую они любили, и таким образом и от Бога. Ведь они никогда не могли заставить себя поверить в то, что Он является одновременно всемогущим и равнодушным к несчастьям этой земли. И поскольку они все время вынуждены были с этим сталкиваться, то чувствовали себя словно в изгнании.
                    Рене Нелли родился в Каркассоне в 1906 году. Его мать была художницей и танцовщицей, но он слишком мало провел с ней времени. А его отец был образованным архитектором, увлекавшимся как эзотерикой, так и окситанской культурой. Детство Нелли прошло, с одной стороны, между Корбьер и Кабардес в Од, а с другой, в Лаведане где известные люди из его семьи вносили свой архитектурный вклад в главный центр католического паломничества - церковь Богоматери Лурдской. Будучи молодым человеком, студентом, Нелли сразу же ощутил себя поэтом, увлекающимся литературой, историей и философией.

Встреча с сюрреалистами

Для продолжения обучения, в 1924 году Нелли переехал из Каркассона в Париж, в лицей Людовика Великого, а затем в Тулузу. Некоторое время, в 1931 году, он был профессором французского языка и философии в Загребе, в краю, который он считал некогда богомильским, а затем в Мобеже. Этот город он покинул, чтобы работать в Кастельнодари, и наконец, в 1936 году он вновь поселился в родном городе. Это было сердце края, который теперь называют «страной катаров». Он читал курс «Средиземноморской этнографии» на факультете литературы в Тулузе между 1945 и 1974 годами. Именно в этом городе, со своим другом, поэтом Жоэ Буске, которого он знал с 1921 года, Рене Нелли встретился с сюрреалистами - Максом Эрнстом, Луи Арагоном, Полем Элюаром. Их отношения были особенно тесными во время немецкой оккупации с 1941 по 1944 годы. Оба каркассонских писателя были вдохновлены этим течением, но не ограничивались им, следуя собственному чутью, укорененному в окситанской культуре. Они вместе основали прекрасное периодическое издание «Южные тетради» (Cahiers de Sud), выходившее в Марселе с 1925 по 1966 год.
                    К своему призванию гения этих мест Рене Нелли добавил искренность и аутентичность окситанского языка. Ведь это был язык трубадуров, которые задолго до нашего времени поклонялись Даме и любили Любовь. Эту Любовь они пытались очистить от всего, что представлялось им чужеродным - брака, личных интересов, бессердечной инстинктивности, договорных обязательств, заботы о продолжении рода. Очень быстро Нелли уловил послание этой цивилизации и идентифицировал Окситанию с ее языком. Своими исследованиями и длинными двуязычными окситано-французскими поэтическими онтологиями (работа, которой нет равных по сей день), а также такими трудами общего плана, как Эротика трубадуров и Роман «Фламенко» он продемонстрировал, что не существует никакого куртуазного невроза, и что средневековые поэты земли Ок вовсе не являлись теми, кто был не способен жить любовью, которую они описывали.  Просто эти поэты были очень сдержаны в том, что касалось любовной интимности.
                    Разумеется, Нелли также интересовала окситанская культура его времени, и он всегда активно поддерживал Revista Oc и участвовал в основании Института окситанских студий в 1945 году. Будучи этнографом, Нелли описал в журнале Фольклор (Folklore) основные черты лангедокской идентичности, которая простиралась до земель Фуа и Руссильона.
                    Но сегодня Рене Нелли известен за свой вклад в изучение средневекового религиозного диссидентства. Он очень любил деревню и место археологических раскопок в Монсегюре. С 1959 года он начал собирать все тексты катарского происхождения и издал книгу, в которой перевел их на французский язык. Это радикально изменило весь облик и библиографические основания данной темы. Он, наконец, дал слово преследуемым, в то время, как большинство историков знали о них лишь по свидетельствам их палачей.

Нелли вместе с поклонниками мистического направления изучения катаризма - Деодатом Роше (в центре) и графиней Фанитой де Пьерфё (слева) на конгрессе, посвященном катаризму, в Юссате, в 1948 году.


Поэтический эзотеризм

Но вместо того, чтобы продолжать описывать катаризм, Нелли попытался философски осмыслить живые идеи, лежавшие в основе этого христианского средневекового течения. Так он написал Феномен катаров и Философию катаризма (Le Phenomene cathare, La Philosophie du catharisme). Перед смертью, в 1982 году, у Нелли даже было время достичь апогея своего труда в изучении катаризма и создать в департаменте Од Центр катарских студий, который до сих пор носит имя своего достойного основателя. Ко всему прочему, наш поэт, вопрошатель Бытия и увлекавшийся всяким пророческим духом, пошел дальше исторического катаризма, основав собственный «катаризм современности», базой для которого послужил созданный им увлекательный тематический Журнал, где он в 1970 году поместил ключи поэтического эзотеризма. Этот эзотеризм был сложным, богатым и одновременно связным. Он открывал видение мира, где «Бог отказывает в Своем присутствии», но это не значит, что Он не существует или равнодушен. И пока дьявол в наш век, разъедаемый цинизмом, эгоизмом и деньгами, кажется всемогущим, благой Бог остается вне этого недостойного творения, где мы все пребываем в изгнании. Потому-то и существует мир Смешения двух натур, где нашим главным врагом остается наше эго.



Посещение Ломбривских пещер. Впереди Деодат Роше, следом за ним идут другие участники конгресса в Юссате, в том числе и Рене Нелли (четвертый).

Чтобы победить этого врага, Нелли предлагает два взаимодополняющих пути: чувственный экстаз, где эго любовников уничтожают друг друга в пламени Любви, и уход во вневременное измерение поэтического, где благодаря «первым мифам», общим для всего человечества, прошлое и настоящее сливаются во «всегда наступающем будущем», открывающем единственный шанс для мира, где Возможно Всё и где правит благой Бог. Вот почему поэзия, с начала и до конца его жизни, оставалась в центре его трудов, как Средиземное море, куда стекается столько разных культур, которые он никогда не уставал познавать и никогда не терял способности восхищаться ими, а сама человечность этих мест остается лучшим храмом сердца этого народа.



Рене Нелли участвует в конгрессе по катаризму в Корде, в 1953 году. Изучене катаризма было для него неразрывно связано с его приверженностью окситанской культуре.

Pyrenees Cathares, 2009, p. 81-84.

Рене Нелли, трубадуры, Окситания, средневековое христианство, Исследователи катаризма

Previous post Next post
Up