Эмиль Летюрк. Безье - город мученик

Feb 18, 2024 21:44

Эмиль Летюрк
Фото Сержа Бонне

Безье - город мученик

Массовое убийство в Безье 22 июля 1209 года воплощает собой  настоящую отправную точку Альбигойского крестового похода и всей длинной цепи кровавых событий этой войны. Вернемся к этим смертоносным дням, открывшим крестоносцам ворота в страну катаров.


По Старому мосту через реку Орб можно пешком перейти к подножию кафедрального собора Сен-Назер, построенного после взятия Безье на месте более древнего собора, сожженного крестоносцами.



Она все еще стоит - церковь Святой Марии-Магдалины, символизирующая мученичество земель Биттеруа: огромное количество людей, которое пыталось найти там убежище, было безжалостно убито.



Земли долины реки Орб в эпоху Средневековья были настоящей житницей этих мест. Торговля зерном, а также оливковым маслом были источником богатства именитых жителей Биттеруа.

Большинство зданий Безье, таких как епископство


и здания в центре города


были построены уже после крестового похода.

Любители корриды, которые часто бывают на аренах Безье, а также другие гости этого города, наверное, даже не могут себе вообразить, что они оказались в месте, где восемь столетий назад произошло одно из самых трагических событий, которое когда-либо знала земля Ок. Потому что именно там, где сейчас возвышается храм поклонников Тавромахии, армии крестоносцев разбила свой лагерь. В ту эпоху это плато, ныне застроенное, было пустынным. Оно представляло собой прекрасный наблюдательный пункт на почтительном расстоянии от города и его укреплений. Вплоть до этого города крестоносцы не встречали настоящего сопротивления своему продвижению от южных сеньоров, обвиненных в том, что они пригрели катарскую ересь. Выступив в начале июля 1209 года из Валанса, эта огромная армия, состоящая из рыцарей, солдат и других вооруженных людей, а также множества слуг, рутьеров и разного рода наемников, присоединившихся к войску по случаю, без всяких проблем спустилась вниз по Роне, затем захватила Монпелье, который сдался им без сопротивления.
                    И вот они пришли под Безье - ворота в земли Раймонда Рожера Тренкавеля, управлявшего Альби, Каркассоном, Разес и Биттеруа. Молодой виконт покинул город за два дня до этого, отправившись в свои каркассонские владения, чтобы собрать подкрепление, оставив жителей города под защитой надежных стен.

Уверенные в себе жители Безье

22 июля крестоносцы поставили жителям города ультиматум: либо они выдадут катаров, либо сами покинут город, чтобы не погибнуть вместе с ними. Жители Безье отвергли и то, и другое. Они уверенно ждали возвращения своего правителя, виконта Тренкавеля, и без страха воспринимали перспективу долгой осады. Провизии хватало, в городе было множество источников, питаемых водой из Центрального Массива. Безье было хорошо защищено с одной стороны укреплениями с востока, а с запада - утесами, которые обрывались к реке Орб. Все указывало на то, что город может держаться достаточно долго, чтобы увидеть, как вражеские солдаты снимают лагерь, освобожденные от своих военных обязательств после того, как закончатся 40 дней их службы. Но случилось так, что вечером того же дня Безье превратился в развалины, а его население было самым жестоким образом убито. Как такое могло произойти? Несмотря на свою неполноту и предубежденность, все источники той эпохи приводят нас к одному выводу. Причиной этому была необдуманная вылазка, позволившая крестоносцам проникнуть в город. Горстка безрассудных жителей Безье выехала за ворота Карме (теперешняя площадь Победы), чтобы подразнить солдат вражеского аванпоста. Тогда завязалась схватка, которая все ужесточалась, много бойцов отступили назад в город, а за ними через неосторожно открытые ворота проникли рутьеры.
                    С этого момента судьба Безье была предрешена. Население, полностью застигнутое врасплох этой внезапной атакой, просто обезумело, увидев эту орду наемников на улицах и в домах. Сотни жителей бросились к первому попавшемуся убежищу - церкви Святой Магдалины. Но их не уберегли  освященные стены храма, который до сих пор сохранился. Там началась настоящая бойня. Женщины и мужчины, дети и старики - были убиты все, до последнего человека. Согласно хронисту крестового похода Петру Сернейскому, в церкви Святой Магдалины было убито семь тысяч жителей Безье. «Это кажется преувеличением, поскольку церковь не может вместить более двух тысяч человек, - подчеркивает Робер Кавалье, бывший генеральный секретарь города, автор книги и спектакля о взятии Безье, - Но цифры не имеют такого большого значения, ведь для истории важно, что все жители города были убиты». Позже, чтобы избавиться от трупов, нападавшие сожгли их на площади. Робер Кавалье рассказывает об ужасном воспоминании своего детства. Тогда, во время Второй Мировой войны, город находился под оккупацией, и немецкие солдаты рыли траншею на этом месте возле церкви. И выкопали огромное количество человеческих костей. После убийств в церкви Магдалены нападавшие стали прочесывать улицы, грабя, убивая, поджигая, пока не дошли до замка виконта, который находился на современной площади Бон-Ами. Их смертоносное продвижение закончилось на краю утеса над Орб, где находился кафедральный собор, который тоже был разрушен и сожжен. А позади них укрытый трупами Безье стал добычей пламени.





Кафедральный собор Сен-Назер был построен после 1215 года. Он заменил церковь, построенную в романско-окситанском стиле, на собор, построенный в стиле готики, пришедшей с Севера.



Это виа Домициана и старый мост, по которому могли бежать какие-то выжившие, если таковые остались.

Инициатива этой ужасной резни, по-видимому, исходила от рутьеров и наемников крестоносной армии, у которых было время опередить солдат и рыцарей. Последние, занятые подготовкой осады города, очевидно, не менее жителей Безье были удивлены этой внезапной атакой. Но когда они взяли оружие, чтобы в свою очередь проникнуть intra muros (за стены), то обнаружили, что город уже наполовину разграблен. «Увидев, что богатства города от них ускользают, крестоносцы помчались к грабителям, чтобы отнять у них всё, что могли, - подводит итог историк Мишель Рокбер в своей Эпопее катаров. Ведь Безье в начале XIII века был процветающим городом, могущественные бюргеры которого умело пользовались географическим положением на перекрестке торговых путей между Италией и Испанией, Монтань Нуар и Средиземноморьем. Нет сомнений в том, что имущество именитых людей, богатые дома которых окружали замок, только разожгли аппетиты крестоносцев.
                    Вечером этого 22 июля 1209 года город Тренкавеля уже не был процветающим местом жизни: он был практически стерт с лица земли. Только несколько зданий чудесным образом сохранились, как церковь Святой Магдалины. Хроники приводят очень разное количество жертв - некоторые говорят о шестидесяти, семидесяти и даже ста тысячах убитых. Но эти цифры очевидно завышены, и скорее предназначены поразить воображение, чем передать точную информацию. В конце концов, если мы будем исходить из среднестатистической плотности населения в средневековых городах той эпохи, то, без сомнения, ближе всего к реальности будут цифры папского легата, который в своем отчете назвал цифру в двадцать тысяч погибших, что в целом совпадает с общим количеством жителей города.

Убейте всех, Бог узнает своих

Из списка, который был предоставлен жителям Безье, явствует, что в 1209 году там жило только 223 еретика. Но даже если предположить, что там указаны только совершенные, и там было намного больше верующих, все равно далеко не все убитые в тот день жители города были катарами. Были ли на самом деле сказаны легатом Арнодом Амори ужасные слова «Убейте всех, Бог узнает своих»? Это не имеет значения, поскольку эти слова лишь подтверждают то, что произошло. «Этим массовым убийством крестоносцы, сознательно или нет, дали понять жителям «земель катаров», что никто, даже католики, не смогут от них спастись, - делает вывод Робер Кавалье. - Резня в Безье также стала символом жестокости этого крестового похода.»
                    Через несколько дней армия крестоносцев свернула свой лагерь, чтобы продолжать свой путь, направляясь к Каркассону, оставляя за собою смрад трупов и горелых зданий, который усиливала летняя жара. Обескровленный Безье смог возродиться из пепла, но это теперь был город побежденных. В 1215 году Церковь смогла восстановить разрушенный кафедральный собор. Видимый издалека, кафедральный собор Сен-Назер как будто и сегодня заявляет о могуществе католической ортодоксии, которая именно с того июльского дня 1209 года начала завоевывать земли Ок.



Остатки стен бывшего еврейского квартала у подножия кафедрального собора.




Река Орб, огибающая западную часть города.

Pyrenees Cathares, 2009, p. 96-104.

Окситания в эпоху катаризма, Альбигойский крестовый поход, еретический выбор

Previous post Next post
Up