Мой сирдар Денди Шерпа на перевале Chharka Bhanjang. September 2011, Inner Dolpo, Nepal
Вовсе не сознательный выбор заставляет людей менять удобства и безопасность на приключения и невзгоды -
скорее всего, здесь действует импульс более глубокий и сильный, чем сознание и разум.
Рокуэлл Кент
Часть 1. Общая характеристика маршрута и организационные моменты
Даты похода: 26 августа - 20 сентября 2011 года. Стиль: экспедиционный треккинг (на полном самообеспечении, с первого до последнего дня ночевки в палатках).
Нитка маршрута (жирным шрифтом выделены места ночевок, красным цветом - перевалы выше 5000 м., в скобках указана высота):
KATHMANDU (1300) - Nepalgunj (158) - Juphal (2475) - Dunai (2140) - Chhepka (2838) - Reche (2940) - Jharana Hotel Camp Site (3130) - Phoksundo Lake Camp Site (3733) - Forest Camp Site - Lar Tsa (4120) - Ngadra La (Kangla Pass) (5375) - Shey Gompa (4160) - Shey La (5010) - Namgung Gompa (4430) - Saldang (3770) - Sugugaon (3840) - Rakyo (4160) - Darsumna Dhoban (4310) - Jengla Bhanjang Phedi (4542) - Jengla (Jyantha) Bhanjang (5291) - Dho Tarap (3944) - Chanla Bhanjang (5360) - Camp Site (4600) - Mola (Chharka) Bhanjang (5027) - Chharka Bhot (4110) - Norbulung (4750) - Mulung Kharka Camp Site (4860) - Nivar Pass (5570) - Sangda (Tukche La) Pass (5460) - Camp Site (5100) - Sangda Phedi (4190) - Sangda (3710) - Camp Site (3300) - Noname Pass (3710) - Phalyak (3175) - JOMSOM (2800) - Ghasa - KATHMANDU.
Далее автотранспортом: JOMSON (2800) - Ghasa (2010) - Tatopani (1190) - Beni (830) - Pokhara - KATHMANDU.
Треккинговая (слабо пригодная для практического использования) карта региона:
Lower and Upper Dolpa План маршрута:
Заброска: Kathmandu - Nepalgunj (автобусом), далее перелет Nepalgunj - Dolpo Airport и переход в Dunai. 2 дня.
Первая часть маршрута: Треккинг до озера Phoksundo (Dunai - Phoksundo Lake, 3 дня).
Вторая часть маршрута: Треккинг в Верхнее Долпо (Shey Gompa) через перевал Ngadra La (5375).
Третья часть маршрута: Shey Gompa - Saldang - Dho Tarap - Jomson. Категория "hard" из-за высокогорности.
Схема I-II части маршрута (Juphal - Saldang) Схема III части маршрута (Saldand - Jomson via Dho Tarap) Необходимо отметить, что карты этого трека, продающиеся в Катманду, являются вопиюще неточными, при построении маршрута рекомендую это учитывать самым серьезным образом. Так, перевалы Chanla Bhanjang и Chharka Bhanjang на карте указаны двух разных (параллельных) участках пути, а на самом деле их проходят на одном участке поочередно. Есть и другие подобные сюрпризы. В Долпо нет хоженной-перехоженной треккинговой тропы, как в районах Аннапурны и Эвереста. Нет чайных домиков, вешек и указателей. Здесь множество перевалов и расходящихся в разные стороны между холмами одинаковых караванных троп, вернее даже не троп, а направлений. Большинство из этих дорог уведет вас в Тибет - караванов тут куда больше, чем треккеров. Большая часть маршрута проходит по ненаселенке, спросить дорогу часто бывает не у кого - идя по тропе целый день, можно не встретить и единого человека. Ваша главная карта в Долпо - опытный проводник.
И я, и Денди впервые были в этих краях, но с нами были портеры, бывавшие здесь раньше, некоторые даже не один раз - они-то и были нашей палочкой-выручалочкой, бесценным источником прикладных топографических знаний. И то, на редко посещаемом участке До Тарап - Джомсон среди портеров нередко возникал плюрализм мнений, куда двигаться дальше. "Диди, по правде сказать, я был тут всего один раз, зимой, а сейчас все выглядит иначе, ну ошибся маленько..." (так это объяснял юный Лакпа Шерпа, получивший засим новое почетное имя "Лакпа-one-hour").
Долпо - это фактически Тибет, поэтому лучшим временем для прохождения треков в Западном Непале считается "тибетское лето": период с июля по октябрь. В это время идут караваны. И корованы тоже того, идут. В эту пору в горах Тибетского плато цветет все что может цвести, и довольно тепло. С другой стороны, вопрос погоды в походе - это вопрос везения. Нас сильно поливало почти каждую ночь, да и днем погода часто оставляла желать лучшего.
Маршрут этот ходят также в обратном направлении (Джомсон - Шей - Джуфал), но на стадии планирования такой вариант я сразу забраковала в связи с крайне сомнительным акклиматизационным графиком - длинный "двойной" перевал (Сангда - Нивар) 5460-5570 на третий день после выхода из Джомсона как бы говорит: вот теперь, мил человек, накрывайся простынкой и тихонько ползи в сторону ближайшего ущелья. Для сравнения - на кольце Аннапурны перевал Торунг Ла высотой 5416 м. проходят на десятый день. Таким образом, маршрут в Долпо "против часовой" возможен только в том случае, если начать трек уже с акклиматизацией, или есть несколько резервных дней, чтобы ее получить в окрестностях Джомсона. Кроме того, при построении маршрута таким образом возможны проблемы при выброске единственно возможным воздушным путем ("несчастные сидели в аэропорту Долпо девятый день, а самолет все не прилетал...").
Пермиты и разрешения, административные границы
Маршрут Дунай - оз.Поксундо - это Нижнее Долпо и Национальный парк Shey Phoksundo. Нахождение в этом районе стоит 10 USD в неделю (Lower Dolpo entry fee) + 1000 непальских рупий за пермит Shey Phoksundo National Park. Популярный и красивый маршрут, проходящий от оз.Поксундо в До Тарап через перевалы Нума Ла и Бага Ла, тоже относится к Нижнему Долпо.
Маршрут "озеро Поксундо - Шей - До Тарап" - это Верхнее Долпо, но собственно До Тарап относится уже к Нижнему. В До Тарап есть чек-пост. Из До Тарап до Сангда Пасс - Верхнее Долпо (его еще называют Inner Dolpo). После Сангда Пасс и почти до самого Джомсона (ну или до Кагбени, там одна тропинка разветвляется) - административно Верхний Мустанг.
Пермит для Верхнего (Внутреннего) Долпо и Верхнего Мустанга официально стоит 500$ на десять дней + 50$ за каждый следующий день.
В случае выхода из Долпо через Джомсон или Кагбени нужен также пермит (вернее, ACAP entry fee) 2000 NRs = 30$. ТИМС при условии выхода из restricted area оформлять не нужно.
Официальная информация по пермитам - сайт
Department of Immigration (для Долпо см. Appendix 12).
Снаряжение
Палатки, спальники, коврики (я брала
Therm-A-Rest), горелки (моя сверхмощная газовая малютка
MSR-Reactor, позволявшая получить на любой высоте, в любое время дня и ночи кипяток для чая в считанные секунды, и две допотопные арендованные керосинки - пополнить запасы керосина на этом треке можно сравнительно без проблем, в отличие от запасов газа), бивачное оборудование (портерская палатка-монстр времен фильма "Вертикаль"), посуда и арендованные кухонные принадлежности (какое-то дикое количество), большой моток веревки и необходимое альпинистское железо "на всякий пожарный", продукты. Подходящая для сложного маршрута горная одежда и горная обувь. Аптечка. Налобный фонарик. Фототехника.
Продукты
Кстати о продуктах. Я довольно наивно полагала, что купленных в Катманду продуктов нам хватит (в строгом соотвествии с классической походной продуктовой раскладкой!) как минимум до До Тарап, где их запас можно будет пополнить и дойти до Чарки. В Чарке мы хоть тзампы с картохой да перехватим, а там уж и до Джомсона рукой подать. Однако опыт похода в Долпо, сын ошибок трудных, наглядно показал, что лучшая продуктовая раскладка для непальца - это продуктовая раскладка, умноженная на десять, "а остальное, диди, мы в окрестных деревнях купим по ляму за пучок редиски, не парься". Я в общем не возражала, зная не понаслышке, что хороший портер - сытый портер, и в этом сложном походе выделяла средства на попутно закупаемые продукты неограниченно. Единственное, что мне удалось отстоять от потравы пожирания в первые же пару дней - припертую из Москвы контрабандой через Индию сырокопченую колбасу и подавляя позывы - это надо одному, а не всем!!! суджук. Несмотря на то, что наш великий повар-и-портер Будди к готовке меня и близко не подпускал, настояла на праве распределять деликатес на всех собственноручно, по 100 г. на человека на трапезу, таким образом мяса нам хватило на весь трек - не "от пуза", конечно, но ровно в том количестве, в каком это было необходимо.
Газ
В Непале действует запрет на провоз газовых баллонов на рейсах местных авиалиний. В аэропорту Непалганжа (единственный аэропорт в Непале, откуда летают местные авиарейсы в Долпо) багаж досматривают вручную. Если найдут газ - отнимут без вариантов. Конечно, баллон-другой можно провезти контрабандой - замотав шмотками, спрятать в ручной клади. Однако же, пара баллонов погоды не сделают - глобально проблемы с газом не решат, а неприятности с посадкой на рейс можно заработать вполне. Поэтому мы решили купить газ в Дунае. И купили. Старые, слегка помятые и облупленные разнокалиберные баллоны, видимо, наследие какой-то стародавней экспедиции, за сумасшедшие деньги.
Персонал
Набор портеров я конечно же поручила Денди, и он подобрал удивительную, совершенно идеальную команду портеров из четырех человек. Всех он знал раньше, все имели высотный опыт и работали в сложных зимних экспедициях. Трое портеров из четверых уже имели опыт треккинга в Долпо (правда, для разных маршрутов - так, участок До - Джомсон до конца проходил только один из них). Один из портеров к тому же был прекрасным поваром и готовил на всех семерых. Итак, нашими портерами стали:
Лакпа Шерпа, тонкий и хрупкий на вид, но удивительно сильный юноша.
Бхимал - молодой, смешливый смуглый парень из высокой касты чхетри, постоянно сиявший улыбкой во все тридцать два зуба.
И два мужичка-с-ноготок народа раи: Лакман и Будди "нашевсе" (повар-и-портер, отец троих детей).
Увидев их всех впервые (это случилось сразу после того, как мы арендовали все необходимое бивачное оборудование - оно оказалось, мягко говоря, менее нанотехнологичным и значительно более древним и весомым, чем я рассчитывала), я испугалась - как они понесут этот огромный груз? Однако, все наши парни в деле показали себя наилучшим образом, оказавшись не только высотными портерами экстра-класса, но и замечательными людьми, веселыми и отзывчивыми, а юный Лакпа вообще с первого дня стал нашим с Денди любимчиком (эй, кому нужен идеальный гид-портер для любых сложных треков и восхождений, обращайтесь!).
Конечно, если задаться целью экономить на авиабилетах для персонала, носильщиков можно нанять и в Джуфале (или Дунае), но что это будут за носильщики, неизвестно. Поэтому о решении везти портеров с собой из Катманду я не жалею ни секунды.
Сам же Денди, мой бессменный сирдар, очень радовался возможности повысить квалификацию горного гида, получив опыт треккинга в Долпо, да еще по "расширенному" маршруту, с возвращением через Джомсон. Услуги лицензированного горного гида, знающего этот отдаленный район, в Непале стоят дорого.
Долпа или Долпо - как правильно? И почему ты отправилась именно туда?
Исчерпывающий ответ на первый вопрос дает Lonely Planet "Trekking in the Nepal Himalaya": "Dolpo is the local name for the region, Dolpa is the goverment spelling". Тибетцы же называют этот край bae-yul - "скрытая (спрятанная) земля". Регион Долпо (я буду придерживаться местного, а не официального названия) был совершенно закрыт для иностранцев вплоть до 1989 года.
Благодаря широко известным, но до сих пор не переведенным на русский язык книгам Петера Матиссена "Snow Leopard" и Дэвида Снеллгрова "Himalayan Pilgrimage" (первых книг, которые я прочитала на английском!), и фильму Эрика Валли "Himalaya", действие которого происходит в Долпо, эта земля до сих пор пользуется репутацией загадочного и мистического края, мало затронутого современной цивилизацией. Это уголок Гималаев, где люди (тибетцы, кочевники) живут почти так же, как жили столетия назад, где до сих пор можно встретить религию бон и познакомиться с бытом караванщиков.
Что ж, любая дорога приобретает ценность лишь в том случае, когда ее проходишь своими собственными ногами - я слишком люблю Гималаи, книг и фильма мне было определенно мало.
Кроме того, от моего хорошего друга из Катманду я получила достоверную информацию, что в этом году в До Тарап будет проходить религиозный праздник, который бывает в Долпо один раз в двенадцать лет, и на него соберутся тибетцы и местные шаманы со всей округи и близлежащих районов Тибета. Так была определена дополнительная "этнографически-фотографическая" цель этой маленькой экспедиции: попасть на Dho Tarap Festival.
Продолжение b