С 2007 года я работаю с детьми, а не только с родителями.
Автоматически я держу ребенка в очень четком фокусе. И вот, спустя 10 лет постоянной эксплуатации этого фокуса, у меня родилась внучка. Проведя с ней около года, параллельно работая с приличным потоком детей, я сравнила свои профессиональные ощущения и отчаянно позавидовала мэтрам, строившим целые теории на «штучных» случаях, зато в течение длительного времени изучавших подробнейшим образом каждого клиента. С детьми мы пропускаем потрясающий пласт информации. Матери не имеют возможности наблюдения из-за быта и включения большого количества эмоций, также нет у них и и профессионального навыка. Специалисты - ограничены во времени контакта и близости /доверии со стороны ребенка.
Я со своим опытом почувствовала себя счастливым исключением, имеющим доступ к подробнейшему знакомству с маленьким человеком. Плюс к этому я имею кредит доверия, принятие и раскрытие с ее сторны, поскольку мы - родня, а также простор для наблюдения и активного взаимодействия с опорой на профессиональный опыт и знания. При этом я могу заранее создать нам удобное время и пространство, не заполненное лишними делами и эмоциями.
Сказать, что мне интересно и радостно в этом существовать? Безусловно! Так интересно и полно взаимодействовать с маленьким человеком мне еще не приходилось.
И мне хотелось бы здесь иногда делиться наблюдениями бабушки-психолога.
1.
Мы мало слушаем и еще меньше слышим человека с минимальным опытом речи. И откровенно недооцениваем ту глубину проживания ситуаций, на которую этот человек способен.
История 1. Отношения с прабабушкой.
Мать нашей героини в детстве имела довольно противоречивые и оценочные отношения со своей бабушкой. Сегодня они вышли на уровень дипломатический, но чувства у обеих вполне амбивалентные.
Малышка очень редко видит Пра, но всякий раз проявляет тревогу и отчаянно «стесняется».
В возрасте чуть более полутора лет она разглядывала со мной фотографии, выпавшие из альбома. Мы называли людей, эмоции, события. Ее этот процесс очень занимал. И вот в числе прочих снимков ей попалась фотография Пра с нею на руках. Она отложила остальные фотографии и стала потихоньку мять и скручивать это фото. Я попросила этого не делать, но по напряжению на лице поняла, что дело не в сенсорике. Действие было явно эмоционально заряжено.
Надо сказать, что речевой запас ее был на ту пору крайне невелик. Пара десятков слов и любимое: «да» и «нет», если начать предлагать варианты.
Я стала спрашивать, узнала ли она Пра? «Да».
А нравится ли она ей? «Да».
А хотела бы она сейчас поиграть с Пра? «Нет» (и фотография стала скручиваться сильнее).
Но Пра смешная? «Да».
И нам было с ней весело? «Да»
Возможно мы встретимся еще разок? «Да».
А хочешь ли ты позвонить ей по видеосвязи? «Нет!!»
Наш словесный «пинг-понг» продолжался довольно долго, пока малышка была заинтересована этим процессом и не выпускала снимок из рук. Но когда я увидела, что она стала пожевывать край фотографии и раскраснелась, я предложила другое занятие.
Еще несколько раз она затевала со мной подобную игру при просмотре фотографий в телефоне. Однажды (позднее) пыталась поговорить с Пра по фейстайм, но была крайне напряжена, вплоть до задержки дыхания.
Мы обсуждали эти загадочные отношения с ее матерью. Она довольно откровенно призналась, что ее саму напрягает общение с бабушкой из-за его оценочности. Она не хотела еще и еще раз проживать это и нервничать. Малышка разговоров не слышала, но как всякий член диады, отлично встроилась в материнскую амбивалентность. Это делало ее тревожной во взаимодействии с Пра, но любопытство и аттракция родственницы заставлялои снова и снова возвращаться к теме. Эмоциональные качели от интереса до страха всегда сопровождали их общение.
Наши «беседы» немного разряжали атмосферу. Взаимодействие стало налаживаться. Но до настоящего времени гармоничными их назвать нельзя, поскольку позиция матери неизменна.
В обществе не принято выслушивать маленьких детей, разбирать с ними их чувства. Это требует времени, терпения и, главное, заинтересованности взрослого. К тому же несовершенная и часто маловербальная речь доступна пониманию далеко не всех даже близких взрослых. Гораздо удобнее считать ребенка примитивно организованным и существующим лишь на уровне физиологии на доречевом этапе и раннем этапе формирования речи.