С 1 по 3 мая я проехался на велосипеде к западу от Москвы. Поездка получилась хоть и бесцельная, но весьма насыщенная, а на пути совершенно неожиданно возникали различные интересности и достопримечательности. Хочу поделиться впечатлениями, на всякий случай если вдруг кто-то захочет сделать что-нибудь в том же духе или в тех же местах.
Проехал в сумме 375 км, нитка маршрута примерно в направлении Долгопрудный - Солнечногорск - Клин - Волоколамск - Руза - Можайск - Кубинка.
Начался маршрут от подъезда. Точнее сказать, сначала я заехал в столовую МФТИ чтобы позавтракать в компании с братом, и затем двинул на север. Так что условно начальной точкой маршрута можно назвать площадь перед НК.
На этом фото можно видеть, что из себя представлял я и велосипед в боевой готовности. Пожалуй рассказ начну с обзора того, что я с собой взял и как проводил досуг, чтобы потом уже не отвлекаться на эти детали при описании маршрута. Сразу замечу несколько моментов: да, руки напрочь сгорели уже к середине первого дня, ведь с погодой очень повезло; да, в тапочках вполне удобно кататься; и да, велорюкзак был бы идеальным вариантом, но у меня его банально нету, впрочем как и багажника. О том, что я использовал вместо велорюкзака:
1) Сумка на раму рукодельная. Дёшево и сердито: материал кордура, куча оттяжек из стропы, которые периодически отрывались, так что приходилось пару раз пришивать обратно (а всё из-за халатного подхода к прошиванию). Кордура хорошо себя показала. Сумка вместительная, хотя при педалировании в полном состоянии задевает за ноги. Покупные аналоги кажутся менее вместительными. У меня здесь уместилась вся велоаптека, 2л воды в гидраторе и почти вся еда, которую брал с собой.
2) Сумка на руль. В виде гермомешка объёмом 30л. Сюда уместилась вся одежда, а потом, чтобы разгрузить спину, сюда перекочевал газ, пила и одеяла. Из одежды тут ехал флисовый слой для ночёвки и ветрозащитный слой, две пары носков, дождевая накидка.
3) Рюкзак рукодельный. Даже его небольшой объём около 30л оказался сильно избыточным. Здесь ехал в основном ковёр, горелка и остальные мелочи, а также еда, которая докупалась по дороге и быстро съедалась.
Из еды заранее взял всяких орэшков, пару шоколадок, кусок сыра и колбасы, овсянку на завтрак и гречку на ужин, а также чай с сахаром. Остальное докупалось по дороге в попадающихся магазинах - к счастью с этим в Подмосковье проблемы только рано утром и вечером, когда всё закрыто. Еда готовилась на горелке в обед и на костре на завтрак и ужин, из посуды - стальная кружка и алюминиевая ложка.
Из спальных принадлежностей - тонкий фольгированный коврик и два спасательных одеяла - одно в качестве тента, второе как одеяло. Типичный ночлег представлен на следующем фото:
Идеально строить такое в еловом лесу, где практически отсутствует подлесок, а также прилагается неплохая подстилка из хвои. Здесь как правило много хвороста и сушин для костра. Дрова лучше заранее заготовить в избытке, потому что когда просыпаешься ночью от холода, не очень хочется идти и искать хворост, чтобы оживить костёр. Огонь здорово помогает. Главный недостаток такой системы - это незащищённость костра от дождя, но мне с погодой везло (Для желающих попробовать такой вариант в первый раз: проверяйте методику заранее, с возможностью "путей отступления", например взяв с собой спальник или даже палатку, или с вариантом встать и уйти домой греться. Также замечу риск прожечь одежду, особенно если не угадать направление ветра).
Самой незаменимой вещью пожалуй был gps-навигатор Garmin Etrex 20, поскольку на такую дистанцию бумажных карт не напасёшься. Комплекта батареек хватило на 3 полных дня работы. Самым тяжёлым грузом оказался фотоаппарат, который путешествовал на ремне через плечо.
Время наконец перейти к маршруту. Я не буду подробно описывать пройденный путь - особо интересующиеся всегда могут попросить у меня трек. Остановлюсь лишь на самых (досто)примечательных моментах...
Как я уже сказал, старт был дан из Долгопрудного, в 9:00 1 мая. Лучший способ выбраться отсюда на север - по железнодорожному мосту. Главное - не попасть под поезд. Пока затаскивал велосипед на насыпь, умудрился посеять велокомпьютер, о чём узнал уже по ту сторону канала. Потом бегал назад, и к счастью нашёл.
Понятное дело, чтобы разнообразить маршрут, надо избегать густонаселённых мест и переполненных дорог, при первой же возможности объезжать шоссе по просёлочным окольным дорогам, даже если это приведет к резкому увеличению километража. Тут главное не впадать в крайности, а то не всё, что на карте обозначено "дорогой без покрытия" является проезжаемым. В одном месте недалеко от Шереметьево я встретил внезапный забор поперёк такой дороги, в результате пришлось обносить вел огородами и даже перелезать через колючую проволоку.
Из похожих приключений - катание по дачным массивам, где то и дело можно встретить закрытые ворота или ругающихся тёток. Короче, нужно искать компромисс между приключениями и детализацией проработки маршрута. Первым магазином я воспользовался близ платформы Поварово, а вскоре пообедал на ближайшей полянке. Надо сказать, что уже где-то на таком отдалении от Москвы на побочных дорогах уже практически отсутствуют машины, а асфальт всё ещё в хорошем состоянии. В таких местах катание на велосипеде уже достаточно приятно само по себе.
Ни в Солнечногорск, ни в Клин я не заезжал за ненадобностью, тем более что в городах слишком оживлённое движение, пешеходы, а также желательно знание ПДД, чтобы не создавать аварийных ситуаций. Посему эти города я объехал огородами. Желание отдохнуть посетило меня в нескольких километрах к западу от Клина в 18:30, когда я увидел в сотне метров от дороги опушку елового леса. Карта показала, что населёнки в окрестностях нет, так что я углубился в лес. Место оказалось весьма удачным для ночёвки, вечер тёплым, а утро солнечным. Воду для приготовления пищи набирал в чистой луже. Комаров почему-то не было вообще. Далее ограничусь показом фотографий с этого места:
Но вообще-то ночью было прохладно, и это побудило подняться ни свет ни заря, разжечь костёр, покушать и двинуться в путь уже в начале восьмого часа утра. Утро было солнечное, хотя и прохладное. Вокруг проносились поля, места становились всё глуше и глуше. Следующая цель - город Волоколамск, однако ехал я совсем не прямыми путями, несколько раз резко отклоняясь к северу. Сначала я поехал в сторону лесного массива, обозначенного на карте как "Завидовское заповедно-охотничье хозяйство", т.к. это должны были быть весьма безлюдные места. По дороге мне встретились живописные одинокие ели на поляне у дороги:
А у села Воздвиженское удалось наконец умыться и побултыхать ногами в озере, погода располагала.
В этот день была переменная облачность. Когда солнце светило, становилось жарко, когда пряталось за облака - сразу ощущался холодный ветер. Ко второй половине дня похолодало заметно. Реальной достопримечательностью оказалась сеть озёр к югу отсюда. Эти озёра искусственно разделены проезжаемыми насыпями - место обустроено под рыболовов и прочих отдыхающих. Я не стал исключением и устроился на пляжу готовить чай. На выезде встретил шлагбаум - видимо, для автомобилистов вход не бесплатный, хотя с северной стороны ворот нет, правда, нужно сначала проехать около 12 км по разбитой дороге в лесу. Кстати, в заповеднике очень тихий и нетронутый лес - погулял там и послушал тишину и птиц - по дороге кроме меня на всём протяжении проехала всего одна машина.
Ещё южнее по пути к трассе Клин - Волоколамск расположены крайне умиротворяющие поля. Просёлочные дороги, молодая листва на деревьях, за плечами 163 км.
В поселении Теряево меня ожидал культурно-архитектурный сюрприз в виде большого монастыря с белыми стенами. Золотые купола, вокруг живописные озёра, много отдыхающих вокруг - по всей видимости, место популярное, а я даже не заметил его на карте при планировании. Подобные сюрпризы приятны. Так вот, оказалось, что это Иосифо-Волоцкий монастырь. Погулял, вдохновился на дальнейший путь.
Следующая цель расположилась к северо-западу. По пути я назвал её "Озёрным городом", и путь к нему был долог и утомителен, хотя и пролегал по безмашинным асфальтовым дорогам. Озёрный город оказался обителью рыбаков - сеть озёр с заболоченными берегами, повсюду насыпи, проезжаемые на машинах, а также непроезжие. Видел рыбаков; видел, как клюёт весьма немелкая рыба. Правда, так и не придумал, как передать суммарное впечатление от района на фотографиях - уж очень масштабное место.
Далее был долгий путь в Волоколамск, точнее мимо Волоколамска, так как заезжать я опять таки не планировал. Вместо этого свернул с трассы перед городом, заехал на пригорок и обнаружил ниже себя песчаный карьер. С видом на эту красоту устроил перекус, свесив ноги над обрывом.
Уже вечерело, и я начал задумываться о ночлеге. Правда ещё следовало найти работающий магазин, поскольку запасы воды были на исходе. Удача улыбнулась мне в придорожном селе Рюховское к югу от Волоколамска. Купив воды и печенек, я свернул на лесную дорогу, где и устроился на ночлег. Было ветрено, холодало. Если первой ночью я проспал без костра примерно до 4 часов ночи, то в этот раз костёр не угасал, точнее каждый раз, когда это происходило, меня будил холод и приходилось возвращать огонь к жизни. За ночь я спалил целое сухое деревце. Вставлю картинку с кружкой с первой ночёвки:
Я был уверен, что не сплю, что лежу у костра, пытаясь уснуть, и тут услышал приближающиеся шаги. Я чётко слышал, как кто-то подходит, как-бы осматривается, шуршат листья, а потом он как-бы затаился. А я лежал, притворяясь спящим и не в силах пошевелиться или открыть глаза - это интересное ощущение беспомощности и парализованности, которое возникает в кошмарных снах. Затем я смог пересилить себя, поднялся и посветил фонарём во все стороны, но никого не увидел. Затем оставалось только убедить себя, что все эти шорохи мне приснились и попробовать снова заснуть. А с вами бывает такое, когда ночуете в одиночку в незнакомом лесу?
Третий день начался бодро, стартовал я в 7:00, выехал из лесу на опушку, увидел расстилающиеся впереди вспаханные поля, а под ногами замёрзшую траву. Стало понятно, почему ночью было так трудно уснуть. И недаром этим утром я ехал в носках, да ещё и около часа никак не мог отогреть замёрзшие после хождения по мёрзлой траве ноги.
Утро отличалось большим километражом и малым желанием куда-то сворачивать с трассы. Похоже, я начинал уставать от такого отдыха: хотелось побыстрее добраться до конечной точки. Мною двигало желание во что бы то ни стало завершить сегодня маршрут, изначально спланированный на 4 дня. Ободряло то, что в первый день было пройдено 115 км, а во второй 120 км, а значит шансы были. По дороге было много речек, а также то и дело открывались виды на Рузское водохранилище, вдоль северного берега которого я ехал на восток, собственно, в сторону города Руза.
Город Руза пришелся как раз к обеду. Хотелось найти какую-нибудь студенческую столовую, но прохожие ничего не подсказали. В ресторан идти было не комильфо при моём весьма ущербном внешнем виде и неумытости, так что я ограничился покупкой рузской сметаны и батона, устроился на лавочке у пруда с лебедями, и устроил пиршество. Это был первый город, в который я непосредственно заехал - тихий небольшой городок, обошлось без аварий. А вот картинка на выезде из Рузы, после впечатляющего спуска с пригорка:
Перегон Руза - Можайск останется без особых комментариев: ехал я не по основной трассе, а к западу от неё. Машин не было, достопримечательностей тоже. Бескрайние вспаханные и не вспаханные поля уже приелись и не привлекали внимания. Вместо лирики вот вам литературный ребус:
В Можайске можно было бы и слиться - это ведь ж/д станция на целевой ветке. Но день тогда получился бы совсем не таким насыщенным, а времени в запасе был вагон, так что я поехал дальше окольными путями в сторону станции Кубинка. Почему Кубинка? Не знаю, просто это слово было на слуху. Стрессовым моментом было пересечение трассы Москва-Минск. Я так и не понял, как следовало это сделать согласно ПДД, но каким-то чудом пересёк этот поток машин и не был сбит. После чего снова погрузился в сельскую идиллию. В том числе и в такую:
Как же можно во время велопрогулки не заехать в подобное место? Иногда ты катаешься на велосипеде, а иногда и он на тебе, так вот. А ещё вблизи этого места я встретил экспериментальные установки по сбору насекомых:
Полагаю, что юные живодёры потом приходят и пересчитывают собранных муравьишек, а потом защищают дипломы на их загубленных жизнях :) Впрочем, одобряю - конструкция оригинальная - висят там четыре такие штуки в ряд вдоль просеки на солнышке, на небольших кустиках. Внутри висит какой-то пакетик, видимо для привлечения внимания. А может это испытания новой липучки для муравьёв?
Дальше - веселее. По пути на восток, приближаясь к поселению Юматово по заброшенной асфальтовой дороге в лесу, набрёл на военный бункер: здесь полная разруха, кучи мусора. Жаль, не удалось войти внутрь. Рядом есть ангары под крупную технику и ещё какая-то землянка.
Конечная точка приближалась, а приключения продолжались. Сконцентрировались они между поселениями Головково и Якшино, между которыми карта нарисовала мне "дорогу без покрытия". Сначала пришлось пробираться без дорог к краю леса, мимо свалки близ коровьей фермы, где царила соответствующая атмосфера. Затем началась "дорога":
Если читатель знает, что такое ММБ, то полезно будет представить себе аналогичный по атмосфере перегон длиною в 3 км, только с велосипедом в руках. На самом деле-то ничего особенного, и даже тропинка извивалась сбоку от основной "дороги", но ближе к вечеру, когда уже хочется сесть в поезд, и когда за плечами около 350 км, уже не очень весело таскать велосипед через двухэтажные завалы. Но зато это внесло приятное разнообразие в маршрут, без чего он был бы не таким насыщенным, что-ли. Прохождение этих 3 км заняло ровно 1 час времени.
Далее следовала музыкальная бетонка. Если Вам приходилось кататься по бетонным плитам, Вам, вероятно, знакомо ощущение, когда велосипед подпрыгивает с очень чёткой периодичностью при переходе с плиты на плиту. Ритм можно регулировать скоростью движения, а когда удастся добиться стабильности, можно начинать петь песню, попадая в такт, желательно в полный голос. Тогда впечатление будет исключительно положительным и время пролетит незаметно.
Последний перегон - 4 км по трассе Москва - Минск до самой Кубинки, наперегонки с машинами, в пыли, поднимаемой ими с обочины на обгонах. Тоже неплохой финал, контрастирующий с предыдущими приключениями. Здесь для защиты дыхательных путей очень пригодилась бандана. Маршрут закончился в 20:33 3 мая, при посадке в электричку на Москву.
Напоследок картинка про небо, поскольку оно особенно радовало глаз в эти дни:
Чуть больше картинок в
ФОТОАЛЬБОМЕТрек сейчас можно взять на
Яндекс-диске Всем рекомендую данный вид активного отдыха.