Как-то незаметно в средине марта прошел у меня один «юбилей» - двухлетия пребывания в интернете. О нем мне неожиданно напомнил очередной вопрос с РНЛ. Меня попросили прокомментировать инициативу китайских властей о ликвидации анонимности в интернете Китая.
Недавно пекинские власти постановили, что пользователи самой популярной в Китае социальной сети «Вэйбо», не указавшие в регистрационных формах своих настоящих имен и фамилий, а также паспортных данных, будут с 17 марта лишены возможности публиковать посты в микроблогах,
Пекинская канцелярия по интернет-информации издала «несколько правил» о регулировании сервиса микроблогов «Вэйбо». В соответствии с этими правилами, для получения права публиковать свои посты пользователи должны сообщить администрации сервиса свои реальные имена и номера удостоверений личности.
Два года назад мне казалось, что анонимность в интернете необходима, что она дает возможность свободно высказываться, не взирая на лица, мне казалось, что интернет - это место, где «народ не безмолвствует». Но опыт ведения дневника и общения в интернете теперь меня склоняет к мысли, что анонимность в интернете приводит к состоянию духовной вседозволенности, и люди позволяют себе высказывать такие мысли, которые в жизни, наверняка, никогда бы себе не позволили.
Интернет чем-то напоминает мне ситуацию в известном рассказе Достоевского «Бобок», где герои после смерти в могиле оказываются в особом состоянии между временной и вечной жизнью, где уже не действуют ни социальные, ни нравственные законы. Во вполне добропорядочных гражданах просыпаются те инстинкты и комплексы, которые они сдерживали в обществе. В интернете у некоторых пользователей происходит тот же эффект, просто, начинает крыша ехать. Все становится предметом насмешки и издевательства. Чуть ли не признаком хорошего тона у некоторых достаточно известных блогеров стала матерщина. Причем попытка поставить на место такого блогера вызывает у него столь бурную реакцию негодования, что приводят только к обратному результату.
Общий тон обсуждения в интернете носит характер осмеивания, охаивания, осуждения. Первенствует и пользуется популярностью все скандальное, пошлое и циничное. Если хочешь заболтать какую-нибудь тему - предложи обсудить ее на каком-нибудь форуме. Иногда возникает ощущение какой-то планетарной помойки.
Все самые популярные блогеры, возьмите первую 10-ку рейтинга ЖЖ, - это же просто большие хохмачи. Для успеха в нете нужно обязательно разоблачать всех и вся и ни в коем случае не высказывать ничего положительного, чтобы не дать возможности разоблачать себя.
Вот недавно русский офицер Сергей Солнечников совершил настоящий подвиг - ценой своей жизни спас солдат при взрыве гранаты, ему присвоили посмертно Героя России. Вы думаете, что интернет взорвался этой темой? Никто из популярных рейтинговых блогеров даже не упомянул о нем. В тоже время вот уже больше месяца в центре внимания блогосферы остается кощунственная выходка девиц из PUSSY RIOT. Их уже объявили «узниками совести». Но чтобы быть таковыми, для начала нужно иметь эту самую совесть. Их точнее было бы назвать «узниками бессовестности».
Хочу здесь привести мнение авторитетного духовного писателя нашего времени архимандрита Рафаила (Карелина) на эту тему: "К сожалению, значительная часть форумов представляет собой уравниловку, где крик невежды и хама может заглушить голос более знающих и эрудированных людей. На многих форумах преобладает дух базара и неуважения друг к другу; а для христианской проповеди или для корректной, серьезной дискуссии нужна другая атмосфера, другой этический фон".
Выходя в интернет, человек оказывается в ситуации как бы невидимки. Он общается «по секрету со всем светом»: с одной стороны, он видит весь мир, с другой стороны, его самого никто не видит. На самом деле в интернете человек оказывается наедине с собой. И это становится серьезным экзаменом его духовной зрелости и внутренней культуры. Не знаю, нужны ли в интернете паспортные данные человека, как это делают в Китае. но подчас думаешь, что какая-то справка о вменяемости не помешала бы.
Конечно, нужно понимать, что интернет, как и мир, нам не переделать. Поэтому мы должны говорить о формировании пространства православного интернета. И здесь я уверен этика анонимности неуместна. Мы - христиане - имеем свои имена, данные нам в крещении и записаные в книге жизни. Почему же в интернете мы отказываемся от наших святых имен?! И здесь меня удивляет один парадокс. Часть христиан сейчас активно борется против того, чтобы имя христианина не было заменено цифровым кодом. Но в интернете православные люди сами добровольно отказываются от своих имен, заменяют его какими-то шифрограммами, кличками, подчас цифирью, и то, что, как мы считаем, будет делать антихрист - заменять имена на некие цифрокоды, люди делают в добровольном порядке.
Давайте назовем вещи своими именами: если мы выступаем как аноним, то получается, что все что мы пишет является по жанру анонимкой. Писать анонимки никогда не считалось доблестью.
Отказываясь от своего христианского имени, блогер по сути отказывается и от своего небесного покровителя! Он выходит в интерент, сам лишая себя небесного молитвенного заступничества. Не будет забывать, что "нет" означает "сеть", "паутина" и выходя в интернет, нужно не оказаться в его плену.
Я думаю, что православный человек и в интернете найдет в себе мужество и необходимую ответственность, чтобы оставаться христианином и назвать свое имя, не быть безликим блогером и отвечать за каждое свое слово. Господь ясно сказал в Священном Писании, что каждый из нас ответит за каждое сказанное слово, в том числе и в интернете.
Благодаря интернету мы можем оказаться в совершенно анонимном, безликом и безымянном обществе. Анонимность формирует особое отношение к другому человеку, когда он сам по себе неинтересен, а нужен лишь как зеркало твоих собственных мнений и высказываний.
Нужно формировать этику православного интернета. Главная ее идея состоит в том, что мы должны и в интернете оставаться христианами. Интернет - это не место интеллектуальной и духовной вседозволенности. Интернет должен стать местом нашего братского общения и пребывание в нем должно быть душеполезным.
Мой реальный опыт показывает, что наиболее интересное общение получается как раз с блогерами, которых ты либо знаешь лично, либо знаешь по имени. Я обычно принимаю к себе в друзья или, как выражаются, «зафрендиваю» тех, кого я знаю хотя бы по имени. Трудно общаться с анонимами, с тенями живых людей. Я считаю ненормальной ситуацию, когда я называю кого-то другом и не знаю его имени. У православных блогеров должна быть взаимная молитвенная связь. Я стараюсь молиться о своих друзьях в блоге, поминать их - это ведь живые люди. За ником и юзерпиком стоит живая человеческая душа. Я хочу знать имя этой души, чтобы иметь возможность о ней помолиться.
Главное в интернете не потерять свою душу и не забыть, что у другого блогера тоже есть душа. Нужно, чтобы интернет не стал бездушным.