Могила родителей игумении Таисии в Пиросе (малый крест)
Трудно ли быть матерью монахини или тем более игумении?
Наверное, нелегко. Ведь это значит в какой-то степени отказаться от своей дочери, принять, что она более принадлежит Христу, нежели ей, своей матери, отказаться от продолжения потомства, надежды увидеть своих внуков. Все это противоречит закону продолжения рода и естественному материнскому инстинкту. Не могу представить себе мать, которая будет в восторге от монашеского выбора своей дочери. История церкви полна примеров, подтверждающих этот тезис, начиная от матери преподобного Феодосия Киево-Печерского, которая преследовала своего сына в киевских пещерах, или родителей Игнатия Брянчанинова, в тайне от которых принял постриг будущий святитель, и заканчивая матерью игумении Таисии, которая грозила своей дочери отречься от нее, если та уйдет в монастырь.
Уверен, что даже положительные примеры материнских благословений на монашество, таких как родители Сергия Радонежского или мать Серафима Саровского, также прошли через материнскую скорбь.
Сегодня я как раз и хочу вспомнить о матери великой игумении Таисии - Виктории Дмитриевне Солоповой. 30 марта исполнилось ровно 150 лет со дня ее кончины.
К сожалению, не сохранилось ее портрета и я могу поместить только снимок ее могилы в Пиросе.
Родителей подвижников нужно помнить и почитать. По крайней мере, матушка Таисия свою мать помнила и почитала, Он посвятила ей не мало глав своих «Келейных записок». Если бы снимать фильм по «Запискам» Таисии, его вполне можно было бы назвать «Сердце матери».
Когда читаешь книгу игумении Таисии, отношение к ее матери Виктории несколько раз меняется самым противоположным образом.
В первых главах проникаешься жалостью к молодой супруге, которая была выдана замуж без любви и попала в плен к мужу деспоту. Потом сострадаешь ей в ее неудачных родах и ранних смертях младенцев.
Когда у нее рождается вымоленная по обету и посвященная Божией Матери дочь Мария, поражаешься ее педагогическому искусству и желанию воспитать свою дочь в христианском духе.
Но все меняется, когда выпускница Павловского института Мария Солопова решает уйти в монастырь. Тогда Виктория Дмитриевна превращается из заботливой матери с упрямую женщину, которая не хочет понять высокие стремления души своей дочери. Тогда всецело сочувствуешь будущей игуменье и осуждаешь упорство Виктории Дмитриевны. Как она могла забыть. Что сама же желала посвятить свою дочь Богу? Сцены выяснения отношений дочери с матерью по своему психологизму принадлежат к лучшим страницам не только «Записок» Таисии, но, думаю, и всей нашей литературы.
Даже когда мать соглашается с выбором дочери и отпускает ее в монастырь, все казалось бы хорошо, но как говорится, осадок остался.
Пожалуй, главную характеристику Виктории Дмитриевне в «Записках» дал благодатный старец архимандрит Лаврентий Валдайский в кратком письме, обращенном к Марии Солоповой:
«Для всех людей наступает скоро Великий пост, а для тебя - Пасха, буквально Пасха, - переход чрез Чермное море твоей многострадальной жизни, в землю обетованную, в обитель “кипящую медом и млеком” духовных плодов подвижничества. Матушка твоя сегодня только уехала от меня; а прибыла она сюда по особенному указанию Пресвятой Богородицы, явившейся ей и повелевшей отпустить тебя на служение Ей, что она и обещала исполнить немедля. Подробности сего она сама тебе сообщит, если заблагорассудит, - это дело ее, впрочем, с тебя и того довольно. Прибавлю только к сему, что матушка твоя - прекрасная, истинная христианка, а что упорствовала она, не отпуская тебя в монастырь, то это единственно по безграничной, материнской любви своей к тебе. Итак, радуйся, и паки реку, радуйся и пиши мне. Твой отец, убогий А. Лаврентий”.
Старец засвидетельствовал, что Виктории Дмитриевне было «особое указание Пресвятой Богородицы, явившейся ей и повелевшей отпустить тебя на служение Ей». Очевидно, что Божия Матерь не каждому является. Это знак особой милости и избранничества. Старец называет Викторию Дмитриевну «прекрасной, истинной христианкой», а ее упорство объясняет «безграничной материнской любовью». Эти слова старца расставляют все точки над I и достойны того, чтобы быть высеченными на надгробном камне.
Что нам известно о Виктории Дмитриевне? До обидного мало. Практически только то, что о ней сообщила в своих «Записках» ее дочь. Когда мы готовили наше «академическое» издание «Келейных записок», то для комментариев составили такой биографический текст:
«Виктория Дмитриевна Солопова - мать игумении Таисии. По происхождению - дочь коллежского асессора Дмитрия Васильевича Пушкина из московской ветви рода Пушкиных. Воспитывалась дедом генералом Осипом Василевским. Получила хорошее образование, пройдя курс обучения в 1828-1834 гг. в московском пансионе Дельсаль.
В 1838 г. была выдана замуж за Василия Васильевича Солопова.
Первые двое детей умерли в раннем детстве, третьим ребенком была дочь Мария, будущая игумения Таисия, в 1850 г. родился младенец Николай, умерший в младенчестве. В 1850-е годы у нее родились сын Константин и дочь Клавдия.
Скончалась 17 марта 1867 год «от чахотки» в усадьбе Абакаоново. Отпевание было совершено в церкви св.апп.Петра и Павла в селении Пирос Боровичского уезда Новгородской губернии священником Василием Транквилловым. Погребена близ этого храма. Надгробный камень с крестом восстановлен в 2002 г.» (Запись о ее кончине удалось найти в "Книги записи рождений, браков и смерти..." Пирусской Церкви. Опеченское бюро ЗАГС Новгородской области. Пирусская церковь. ГАНО. Ф.499, оп.1, дд.56-61.)
Вот такая жизнь, уместившаяся в эти несколько предложений. Она прожила всего лишь около 50 лет. Но Господь увенчал ее жизнь удивительной кончиной.
Известно, что свидетельство праведности человека выдает его смерть. Как сказано: «В чем застану, в том и сужу...» Виктория Дмитриевна сподобилась просто житийной кончины, она преставилась так, что не остается сомнения, что это была «истинная и прекрасная христианка», угодившая Богу.
О ее удивительное кончине подробно рассказала игумения Таисия. В этот день 150-летия памяти р.Б.Виктории нам нужно полностью перечитать этот рассказ:
«В феврале месяце я получила последнее письмо от матери, в котором она убедительно звала меня домой на побывку, извещая о своей тяжелой болезни: “В случае моей смерти, - писала она, - на кого останется малолетняя сестра твоя, не говоря уже о доме, хозяйстве и всей усадьбе”. Эти последние слова порешили мое колебание, побуждавшее меня ехать и, может быть, навсегда проститься с матерью...
Вдруг 19 марта получаю телеграмму о том, что “мать моя скончалась” 17 марта, и что присутствие мое необходимо. Единственное, что вливало в сердце мое спокойствие, - это то, что она скончалась именно 17 марта, в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, память которого она особенно чтила, почитая его особенной милостыней, устраивая обеды для нищих, которых она всегда очень любила и часто кормила. На вопрос мой, отчего именно этот день между прочими она избрала для таких обедов, она отвечала мне: “Сама не знаю, я очень люблю этого угодника Божия, особенно с того времени, как ты решилась оставить меня, уйти в монастырь, я все думаю: не выдержать тебе суровой монастырской жизни, вернешься ты и поселишься где-нибудь в шалашике, как он, а я и знать не буду”.
Справив на кладбище поминовение в девятый день, где я увиделась со всеми родными и знакомыми, мы возвратились в полуопустелый дом, бывший так недавно еще “полной чашей”, и предались сильнейшей скорби (разумею здесь нас троих, сирот: себя, сестру двенадцати лет и брата, приехавшего на то время из корпуса). Сестра, одна свидетельница кончины незабвенной матери, рассказала нам все подробности ее последних минут. В день своей кончины она заранее заказала обедню в своем селе, Пиросе, так как это был день 17 марта - день преподобного Алексия человека Божия, столь любимого ею, конечно, не предполагая, что за этой обедней в первый раз помянется имя ее “за упокой” Не изменила она и обычая своего кормить нищих в этот день, заменив лишь обед рассылкой нарочито для сего испеченных хлебцев, которые неизменная наша старушка Марфа в ночь на семнадцатое разносила по избам бедных крестьян.
Когда ударили в колокол к обедне, о чем кто-то из домашних, находясь на улице и услышав, пришел возвестить ей: “К нашей обеденьке звонят”, она, накануне напутствованная Св. Тайнами, перекрестилась, сказав: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”. Прошло не более получаса, она совершенно мирно испустила дух.
Детей своих, то есть нас всех, она благословила еще накануне, после причащения Святых Тайн, в присутствии священника. Он подвел к ней плачущую до безсознания сестру Клавдию, и она крепко прижала ее к груди своей, с любовью целовала и благословляла той самой иконой Тихвинской Божией Матери, которую незадолго перед сим, по просьбе ее, я прислала ей из Тихвина из Большого монастыря, где при чудотворной иконе ее и освятили. Брата Константина благословила заочно образом Спасителя в серебряной ризе. Когда же ей напомнили обо мне, она тяжело вздохнула и, прослезившись, сказала: “Я давно уже благословила ее, да почивает на ней благословение Божие; скорбела я за нее, - но да простит нам Господь. Я надеюсь, что она вечная за нас молитвенница, ее Царица Небесная избрала Себе”. Все время до последней минуты она находилась в твердом сознании, как и обычно умирающим такой длительной чахоткой, как умирала она.»
Понятно, что просто так такая благодатная кончина не дается. Она посылается свыше за веру и духовные подвиги. Какие же подвиги совершила Виктория Дмитриевна? Ответ очевиден: она была матерью великой игумении А быть матерью монаха или монахини - это как подвиг Авраама, значит пожертвовать Богу самое дорогое!
К сожалению, время сделало свое дело. Усадьба Абаконово была разграблена и сожжена в первые годы после революции. Приходской храм, описанный в «Записках», закрыт и наполовину разрушен. Могила близ храма была уничтожена. Казалось бы, ничто на земле не напоминает о Виктории Дмитриевне Солоповой. Но Господь устами царя Соломона говорит в Писании: «Память праведника пребудет благословенна». И для всех почитателей игумении Таисии имя ее матери также благословенно.
За последние 17 лет из небытия возродились и возрождаются, казалось бы, навсегда утраченные святыни. Восстановлен купол на храме св.апп.Петра и Павла в селе Пирос, а сам храм законсервирован от дальнейшего разрушения до лучших времен. Возле храма установлен надгробный камень в паять о погребенных здесь родителях игумении Таисии. А в прошлом году установлен памятный крест неподалеку от родовой усадьбы Солоповых в Абаконово.
Чудом сохранилась и обретена моленная икона Виктории Дмитриевны, та которой она благословила своих детей перед смертью. Найдено кресло из усадьбы Солоповых.
День памяти Виктории Дмитриевны прошел прямо сказать незаметно. Но у нас есть возможность хоть как-то исправить это упущение в течение года, провести какие-то мероприятия, а я могу написать об этих местах и обретенных святынях. Надеюсь в ближайшее время рассказать о них.