Притча, конечно, невнятная (кто их только сочиняет), а вот проблема самая фундаментальная. И звучит она даже не в этом вопросе - возможно ли нам убить одно существо ради сохранения жизни другого? - нет, проблема ещё глубже. Заключается она в том факте, что любому существу для выживания неизбежно приходится убивать. Уничтожать. Убийство мы воспринимаем крайне негативно. Возникает конфликт с жизнью. Всё наше религиозное сознание от первых дней человечества сформировано этим представлением жертвы. Собственно, религиозная культура и пытается проблему решить. От голых джайнов, одетых в пространство, что носят повязку на рту, чтобы мошку какую случайно не проглотить, и подметают перед собой дорогу, чтобы жучка какого не раздавить. До буддистов, придумавших сложнейшую концепцию эстетики разрушения. И разумеется, христиан, пришедших к изумительному извращению внутри проблемы жертвы. Странно, что на этой религиозной почве не возник, казалось бы, самый логичный устойчивый культ с идеей возврата долга сущему. Ну, скажем, мертвое тело ритуально
( ... )
Да это собственно не совсем притча. Скорее аллегория. Об убийстве задумывается только человек. Никакой волк убийства не совершает. И корова, сжевавшая вместе с живой травой тысячи букашек, тоже. Потому что у них нет осознания этого, а следовательно, нет оценки. Нет оценки - нет и греха. А человек всему дает оценку, отсюда и рефлексия по поводу муравьев. Тот же падишах заволновался по поводу муравьев, но это ничуть не мешало ему и до муравьев и после казнить людей.
Comments 33
Reply
Об убийстве задумывается только человек. Никакой волк убийства не совершает. И корова, сжевавшая вместе с живой травой тысячи букашек, тоже. Потому что у них нет осознания этого, а следовательно, нет оценки. Нет оценки - нет и греха. А человек всему дает оценку, отсюда и рефлексия по поводу муравьев. Тот же падишах заволновался по поводу муравьев, но это ничуть не мешало ему и до муравьев и после казнить людей.
Reply
Leave a comment