«Что нам делать с нашим прошлым?»
Вообще-то, это дикий вопрос, вполне достойный внимания карательной психиатрии.
Хотя в наше время в психушке рискует оказаться как раз тот, кого возмущают подобного рода вопросы.
Прошлое - это прошлое.
С ним ничего нельзя поделать.
Его нужно понимать, причем, как можно более объективно.
Если вопрос «что нам делать
(
Read more... )
Comments 72
При этом в охране религиозного сознания в традиционном обществе активную роль всегда играло государство со своим репрессивным аппаратом. Например, по Уложению о наказаниях, принятому в середине XIX века, на этот счет предусматривались весьма суровые кары. Сразу вспоминаются татары, религиозное их мусульманское сознание государство не только не охраняло, но и много раз пыталось сломать об колено насильственной христианизацией. Но ничего не получалось. Долго не получалось. Однако всё изменилось после революции. И почему-то Воинствующие безбожники именно в лице татар были самыми лютыми. Хотя центральная власть в это время была куда терпимее к исламу, чем к христианству. Сталин, например, в одной из своих статей писал, что мусульмане следуют за коммунистами на основании шариата. Но почему-то именно в Татарии молодежь ринулась в безбожники так, что оторопь берёт. То есть картинка в этом ( ... )
Reply
Я не совсем понимаю, каким образом история с татарами опровергает мои слова.
Я лишь констатировал, что есть Уложение о наказаниях от 1845 (1846) года.
Статьи, направленные на защиту православной церкви весьма суровы.
"Уложение" - государственный акт.
Все.
Reply
Reply
В этом есть сомнения. Об этом много и сдокументами писал Пыжиков. Церковь была частью государства, фактически одним из министерств. И законы эти охраняли не веру, а церковь, каковую, что видно из многочисленных официальных документов, приведённых означенным историком, народ по большей части воспринимал чужеродною материей и очень не любил. А потому, как только охранительные законы сии были отменены, в церковь ходить просто перестал. Вы сами же и приводили цифры и цитаты, в том числе из Розанова. И надо сказать, что к вере всё это имело мало отношения. Верующий народ так и не принял новую никоновскую (по виду греческую, а по сути украинскую) Церковь, оставгись верен вере старой. Не все, конечно, пошли в открытый раскол, но в скрытый, судя по всему - почти все (о тонком верхнем слое разговор отдельный).
Reply
Видимо, я должен был более явно обозначить присутствующую в этой фразе иронию.
Reply
Reply
Подобного рода законы действовали во всех традиционных обществах.
Где-то круче, где-то слабее. Достаточно вспомнить законы, действовавшие в довестфальской Европе с ее изощренной системой казней и пыток. А Европа послевестфальская - это Европа уже модернизирующаяся. Впрочем, всевозможные "охоты на ведьм" и позднее были распространены весьма широко, почти как в Средневековье.
Даже и во времена Николая I законодательства европейских стран были крайне жесткими. Кое-где еще в начале XIX века на кострах сжигали. Да и публичные казни устраивали такие, что, мама, не горюй!
А Николай I не мог профессионального палача найти, чтобы пятерых декабристов повесить.
В те времена в любом мало мальски уважающем себя европейском городе имелся штатный палач и, скорее всего, не один.
Для традиционного общества наличие сурового и жесткого законодательства не означает и, тем более, не означало в реальном масштабе времени, что народ был "оккупирован властью".
Это взгляд людей эпохи модерна, которые бессознательно свои представления проецируют на поколения ( ... )
Reply
Reply
Прежде всего, старообрядцы лишь часть общества и отнюдь не большая.
Но, главное, Вы иллюстрируете мое утверждение, приводя конкретный акт царского правительства, которое "корректировало" все, что не вписывалось в "западные лекала".
Можно вспомнить и один из последних аккордов - "столыпинские реформы".
"Мы сентиментальностью не страдаем. Наши идеалы англосаксонские..."
К 1917 году от религиозного сознания мало что осталось.
И хотя женщины способны сохранять его лучше мужчин, в переломные моменты все решают мужчины.
"Мужики и солдаты перешли в социализм и, значит, в полный атеизм, так легко, будто "новой водой окатились"."
Reply
Старообрядцы - модель. Рабочая. Модерн не обязан убивать религиозное сознание. Точно так же, как социализм может быть фашизмом, а может - Советской властью.
Reply
ересь пишете
СССР именно пыталось строить общинное сообщество, вопреки западным индивидуалистическим лекалам (атлант расправил плечи)
Reply
Reply
"Гипотетически выход был - провести социалистическую модернизацию, но это уже из области фантастической альтернативной истории. Не буду уподобляться своим оппонентам и, сокрушенно цокая языком, причитать о возможностях, «которые мы потеряли» по вине последних царей."
=Сдается мне, что и теперь в России частный капитализм держится только неимоверным усилием некоторой части властей.=
Я бы даже сказал, что он держится на безумной идее фикс нашего руководства.
Чем примитивнее представление о мире, тем мощнее подобного рода фиксация.
Reply
Reply
"религиозное сознание" это Инструмент элит в управлении плебсом
первым делом после слома советского проекта компрадоры начали прививать народу религиозное сознание, тем самым превращая его в плебс
Reply
Reply
Leave a comment