Тонкости теизмов

Feb 10, 2023 03:28


Верующий верит, что Бог (или боги) есть

Агностик не верит в богов, но и не утверждает, что их нет, потому что не знает

Атеист тоже не знает, но верит, что богов нет.

Впрочем, монотеист тоже в чём-то атеист - он считает, что Бог только один и верит, что других нет. Т.о., вера монотеиста отличается от веры атеиста только в количественном отношении. У ( Read more... )

Leave a comment

Comments 18

hyperboreus February 11 2023, 10:07:04 UTC

Вообще-то дело немного сложнее.

Вопрос в определении Бога. Если речь просто о каком-то могущественном существе, даже Создателе миров, то ничего предосудительном в его существовании в бесконечной Вселенной действительно нет. Важно только понимать, что он-то не первичен, что он-то все равно возник эволюционно, ибо откуда он мог взяться, у него, может, был свой Создатель?

Проблема, тем самым, во вполне конкретных богах монотеистов и их представлениях о них, которые включают, в том числе, абсолютное предсуществование Бога в вечности, ибо, задает вопрос атеист, откуда такой Бог взялся?

Reply

otterbeast February 11 2023, 10:49:54 UTC

Вопрос о создателе создателя вполне законный, но он ничем особенным не отличается от вопроса, что было до сингулярности, которая сочетает бесконечную энергию с бесконечной плотностью, то бишь, отменяет в себе все физические законы. Поэтому его и не задают. Вот если бы атеисты считали вселенную бесконечной во времени по направлению к прошлому, тогда могли бы и повыпендриваться. А раз Вселенная у них имеет таки начало - то что? Правильно, она имеет причину, как и у верующих.

Вопрос о предсуществовании Бога в вечности иногда решают тем, что время существовало не всегда, а является атрибутом созданного Богом мира. Индусы верят в пульсирующую вселенную - т.е., у них она бесконечна во времени в оба конца, периодически возникает и уничтожается, поэтому они имеют, как бы, основания задирать нос и перед атеистами и перед монотеистами.

На вопрос о вечности физических законов индус может ответить, что это не факт. Может быть, в прошлых и следующих вселенных можно было бы сделать круглый квадрат и т.п.. Мы не можем себе этого вообразить, но мы не ( ... )

Reply

hyperboreus February 11 2023, 11:21:30 UTC

Дело не в этом. Дело в том, что все имеет свое происхождение, все собой становится. Ergo, бог тоже должен возникнуть. В возникшего бога вообще нет проблем поверить. В существующего без причины - нет. Кстати, в политеизме боги именно возникают, рождаются, имеют генеалогию.

Reply

otterbeast February 11 2023, 11:32:58 UTC

Есть такое понятие как день Брахмы. Сам Брахма тоже время от времени погибает и потом рождается новый Брахма.

Reply


rusnazi8814 April 3 2023, 16:42:13 UTC
Есть ещё антитеисты. Они считают, что говорить о "боге" или "богах" - это впадать в архаику средневекового или древнего мракобесия, поклоняясь Демиургу в любом его проявлении. В отличие от гностиков типа Маркиона они не делят "бога" на "плохого Демиурга" и "хорошего Всевышнего", для них это всё одно и то же. И, в отличие от атеистов, не ставят в центр вселенной человека.

Reply

otterbeast August 9 2023, 12:29:32 UTC

Да, надо было упомянуть. Но тут надо иметь в виду ещё и вопрос о том, что такое мы сами. Одно целое или нет. Я лично думаю, что нет. Мы же не контролируем некоторые функции нашего тела. Иногда бога или сатану понимают и как часть нас самих. В посте, конечно, всё сильно упрощено.

Reply


amr_32 August 9 2023, 06:32:57 UTC

А мне кажется дело немного проще есть верующие, последователи аврамических религий, а есть язычники - все остальные, а вот они уже могут делится на атеистов, полетеистов и тд… Тут мне кажется нерационально разложили

Reply

otterbeast August 9 2023, 12:25:24 UTC

Я и так всё сильно упростил. С точки зрения любой религии или идеологии есть свои и все остальные. Но детали могут отличаться. К кому вы относите марксистов, например? С моей точки зрения, это атеистическая авраамистская секта с избранным классом вместо избранного народа. А язычник - это тот, кто узнаёт в чужих богах своих. Индусы, например, узнают в мусульманском Аллахе своего Шиву. Евреи смешали в одну кучу арийского громовержца Йове с египетским Яхом, так у них получился Яхве. Потом они впали в ещё одну ересь и смешали его ещё и с семитским Элем (Элохимом), которого мусульмане почитают как Аллаха. Хотя из ивритского текста Ветхого Завета ясно видно, что Яхве часто делает совсем не то, что Элохим. Монотеизм у евреев - это довольно таки позднее изобретение, относится ко временам царя Езекии. Арабы, похоже, были монотеистами раньше евреев - Геродот сообщает, что они не почитали никого кроме Диониса.

Троебожие - это древнейшая религия на Земле. Даже у арабов были намёки на него - три дочери Аллаха. Троебожие - это бог огня, богиня ( ... )

Reply


i_ddragon June 18 2024, 13:40:39 UTC
> Атеисты иногда ссылаются на бритву Оккама «не надо приумножать сущности без необходимости». Но бритва Оккама ничего не доказывает. Потому что если мы верим в бесконечность Вселенной, то в ней может существовать всё, что только можно вообразить, если оно не противоречит законам природы. А это как раз и означает бесконечное приумножение сущностей.

Не совсем. Монотеистический Бог предполагается таким, что он так или иначе качественно отличается от всей остальной Вселенной. Так что тут ссылка на бесконечность не подойдёт. К тому же, из математики мы знаем, что бесконечности разные бывают.

Reply

otterbeast July 13 2024, 19:34:46 UTC

Ну так монотеистический бог, по мнению монотеистов, как раз может создавать процессы, которые противоречат законам природы, т.е., чудеса. Поэтому ссылка на бесконечность остаётся в силе. У меня речь идёт не о существовании монотеистического бога, а об умножении сущностей.

В политеизме боги не всемогущие. Сама их множественность предполагает это. Вполне возможны такие боги, которые не нарушают известных законов природы (и неизвестных - тоже). Некоторые законы природы и вовсе преподаются в школе неправильно. Например, висящий вертолёт у учёных дядь не выполняет никакой полезной работы. Ага, щас.

Цицерон был политеист. И он доказывал, что чудес не бывает. "То, что не может произойти, никогда не происходит. А что происходит - не чудо." То бишь, если ты видишь что-то, что считаешь чудом, значит ты что-то неправильно понимаешь.

Reply


Leave a comment

Up