По мотивам статьи ИММАНУЭЛЯ ШИЛО, рубрика «Стол редактора», «Бе-ШЕВА» №771, 30.11.2017.
Окончательное решение судей разрушить здания в Натив-а-Авот - это главным образом результат политического влияния. Вмешательство БАГАЦа в политические вопросы приводит к тому, что кандидаты в судьи испытываются также и на их идеологическое мировоззрение.
Об этого говорилось уже тысячу раз, но на этой неделе, когда решение о разрушении (домов) начало превращаться в бьющую в самое сердце и колющую глаза реальность, необходимо сказать об этом ещё раз. Нет ни малейшей логики, ни справедливости, ни человечности, ни жалости в возмутительном вердикте судей БАГАЦа под руководством уходящей судьи Мириам Наор, которая велела разрушить до основания 17 зданий в квартале Натив-а-Авот.
«Палестинские владельцы» земли - если таковые вообще существуют: ведь утверждение о их владении никем и никак не доказано! - ничего не выиграют от этого разрушения. Как в истории с разрушением 9 зданий в Офре, также и тут ни один араб не будет иметь реальной возможности реализовать утверждение о своём владении участком земли, расположенном в центре еврейского посёлка. Требование подателей апелляции разрушить дома не что иное, как суд Сдома, стремящийся причинить вред и страдания ближнему, не получая при этом никакой выгоды. Состав судей, выдавших вердикт и повеление о разрушении, действовали посредством левых амутот (некоммерческих товариществ - прим.перев.), которых совершенно не интересуют ни закон, ни справедливость. Предел их желаний - это навредить поселенцам, насколько возможно осложнить и ухудшить их жизнь.
Несомненный экономический интерес утверждающих о наличии владельцев участков земли - не в разрушении домов, а в получении компенсации в денежной форме или в виде другого участка. Это было бы логичным решением, и справедливым, и моральным. Но вместо этого Мириам Наор сотоварищи предпочли упорную приверженность выборочному соблюдению закона, ... который нигде не выполняется, кроме как в тех делах, где возникают заявления против еврейских поселений, будто бы расположенных на арабских землях. Во всех других случаях, когда евреи или арабы строят на еврейских землях, судьи БАГАЦа воздерживаются от судебного принуждения государства осуществить разрушение. Такое вот выборочное соблюдение закона имеет отчёливый запах враждебного подхода на идеологическом фоне, что придаёт БАГАцу соответствующую политическую окраску.
В письме, которое недавно распространила (новоизбранная - прим.перев.) г-жа президент Верховного суда Эстер Хают, принимавшая участие в составе суда, вынесшего вердикт о разрушении домов в Натив-а-Авот, она сетует на политические соображения, которые влияют на утверждение голосования членов комиссии по выбору судей. Письмо выражает главным образом удручённость судей, причастных к имеющей место пропасти в воззрениях между г-жой министром юстиции и председателем коллегии адвокатов, что влечёт потерю автоматического большинства, которым наслаждались судьи комиссии. Впрочем, Хают и её коллегам необходимо вытащить бревно из собственных глаз. Их судебная политика, их склонность оказывать идеологическое влияние, - именно она побуждает представителей политической системы в комиссии проверять не только профессиональную пригодность кандидатов, но и их мировоззрение. Когда суд позволяет себе игнорировать язык закона и намеревается принимать законы, давая законам изобретённые ими толкования согласно мировоззрению судей, нет ничего удивительного, что это мировоззрение превращается в довод для назначения судей. Выбор судей превратится в профессиональную тему тогда и только тогда, когда судьи от принятия решений на идеологических и политических принципах вернутся к чисто юридическому подходу.
РЕДКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
Окончательная ответственность возлагается на судей БАГАЦа, но и отдел прокуратуры - центральный соучастник той самой ситуации, при которой правительство Израиля и силы безопасности превратились в оперативные войска Шалом-Ахшав. До прибытия в Натив-а-Авот, только за последние годы они подняли свою карающую руку на посёлок Мигрон, на квартал Ульпена и дома Дарианоф в Бейт-Эле, на посёлок Амона и на 9 домов в Офре. Почти во всех случаях, а может, во всех можно было предотвратить разрушение, если бы не ответ государства на иски, когда вместо объявления о намерении найти решение, была полностью воспринята позиция подателей иска и объявлено о намерении разрушить здания. Как и во многих других вопросах, так и тут в ответе правительства БАГАЦу приводилось выражение личного мировоззрения старших чиновников отделов прокуратуры БАГАЦа, без малейшего соответствия мировоззрению право-религиозной коалиции, получившей мандат от избирателей на управление страной.
Во многих случаях правое правительство в Израиле терпит провал при реализации своей политики из-за назначенного корпуса чиновников, которые ставят палки в колёса. Министру весьма непросто проводить свою политику, когда чиновники его министерства не сотрудничают с ним. Таков фон у инициативы министров Шакед и Левина, заключающейся в том, чтобы дать возможность министрам назначать заместителя гендиректора на обычную ставку, чтобы он помогал министру и гендиректору в проведении политики министра.
В министерстве юстиции ситуация гораздо тяжелее, потому что министры юстиции препятствует вмешательству в их юридические решения членов прокуратуры. Основной способ влияния на качество деятельности чиновников, в которую запрещено вмешиваться, - это самый момент их назначения. Подбор нужных людей - это способ обеспечения их правильных действий. Ошибочный выбор судьи для работы в Верховном суде не даёт исправить ошибку в течение многих лет. Он останется там и будет принимать свои решения до достижения им возраста ухода в отставку. Также и пост главы прокуратуры БАГАЦа обладает большим влиянием. И на этот пост избирают на длительный срок, и не каждый день выпадает возможность влиять на эту личность, находящуюся на своём посту.
Такая возможность - повлиять на персонал отделов БАГАЦа годами, - выпала на долю г-жи министра Айелет Шакед вследствие ухода в отставку директора отдела БАГАЦ Оснат Мандель, после её пребывания на посту не менее 17 лет. Подобно тому, как во время попытки изменить систему старшинства (синьорити) при назначении президента Верховного суда, так и тут ожидали, что г-жа министр юстиции столкнётся с непростым противодействием высших представителей юридической системы и из собственного министерства юстиции в том случае, если захочет оказать влияние на назначение. Если Шакед не окажет полного почтения и изменит систему избрания, может быть назначен некто, кто продолжит проблематичную методу Оснат Мандель. Г-жа министр юстиции до сих пор добилась немалого в договорённостях и в понимании, но есть цели, ради которых надо уметь и вступить в конфликт, изменить правила игры, а в нужным момент и поразбивать посуду.