Histoire d'O. Франция - ФРГ - Канада, 1975. Автор сценария - Себастьен Жапризо (по роману Полин Реаж [псевдоним Доминик Ори]). Режиссер - Жюст Жекен. Операторы - Робер Фресс, Ив Родаллек. Композитор - Пьер Башле. Художник - Жан-Батист Пуаро. Костюмы Тана Джудичелли. В ролях: Коринн Клери (О), Удо Кир (Рене), Энтони Стил (сэр Стивен), Ли Селльгрен (Жаклин), Жан Гавен (Пьер), Кристиан Минаццоли (Анн-Мари), Мартин Келли (Тереза), Жан-Пьер Андреани (Эрик, один из хозяев), Габриэль Каттан (командор), Альбан Навизе (Андре, одна из девушек), Надин Перль (Жанна), Ален Нури (Иван), Флоранс Кэроль (Ивонн), Вебека Кнудсен (модель в фотостудии), Мишель Монтель (голос рассказчика) и др. 97 мин. (восстановленная версия 2000 г. - 105 мин.)
Фотограф Жюст Жекен (Just Jaeckin) дебютировал в режиссуре в 1974 году, поставив первую «Эмманюэль» по самому хитовому «ванильному» эротическому роману столетия (книга Марайят Ролле-Андриан, урожденной Марайат Бибид, взявшей псевдоним Эмманюэль Арсан, вышла в 1959 году). Несмотря на то, что фильм чрезвычайно мягко воспроизвел откровенную фактуру книги - в нем, конечно, прекрасно передана чувственная атмосфера Таиланда и Бангкока, но из наших времен он смотрится совершенно невинно, - при выходе он вызвал скандал и стал триумфом. Впервые кино такого содержания выплеснулось на экраны больших кинотеатров.
По горячим следам Жекен взялся за еще более
скандальный роман Полин Реаж (настоящего имени автора тогда еще никто не знал). «История О» вышла на экраны в ноябре 1975 года.
Сценарий написал Себастьен Жапризо, великий мастер сюжетосложения и диалога (по крайней мере, три его детективных романа - «Ловушка для Золушки», «Дама в очках, в автомобиле, с ружьем» и «Убийственное лето» - принадлежат к вершинным произведениям жанра, да и другие романы и сценарии очень недурны). Жапризо сохранил все ключевые моменты первоисточника, но радикально изменил общую тональность, ввел более сложные мотивационные ходы, и все действие наполнилось любовью и ревностью.
Объясняя Рене, что она чувствует, О сравнивает себя с «Алисой в Стране Чудес». Постепенно сэр Стивен вытесняет Рене в ее сердце, и сам ее новый господин многократно признается ей в любви (в фильме даже появляется немыслимая для романа идиллическая сцена совместного катания на лодке). Сэр Стивен хочет, чтобы О соблазнила Жаклин не просто ради рекрутинга нового тела, а чтобы отдать ее Рене, которому Жаклин нравится, и таким образом между мужчинами совершился бы взаимный обмен любимыми нижними (позволю себе терминологический анахронизм;)). Тереза - такая, «потому что в Руасси ее научили любви». Кольца и клейма О - не знаки власти и покорности, а знаки любви. У Анн-Мари с одной из девушек - страстная любовь со сценами ревности и примирения. Даже Пьер из простого слуги с правами сечь и трахать превращается в мужчину, влюбленного в О. В эти отношения неудачно впутывается случайный Иван, а потом активизируется Жаклин. Нет в помине никаких пассивных жертв, все активны. Ничего подобного нет в романе Полин Реаж. Последний эпизод романа - где обнаженная О в маске совы отдана на разглядывание и ощупывание всем гостям на party у Коменданта - открытый и двусмысленный, но в любом случае мрачненький, в фильме вывернут ровно наоборот: сэр Стивен удивленно восхищается, какой властью над всеми этими людьми обладает О.
Но Жапризо добавляет к этому изящную и катартическую концовку, плавно замыкающую всю историю О. Лежа в объятьях любимого мужчины, героиня спрашивает у сэра Стивена, готов ли он вытерпеть ради нее хоть немножко от того, через что прошла она? Когда он соглашается, она берет его горящую сигару и со спокойным лицом выжигает у него на кисти руки кружок - клеймо О, которое в кадре рифмуется с ее железным кольцом, полученным в Руасси.
Второй гениальный соавтор режиссера в этом фильме - композитор Пьер Башле. Хотя более знаменита и заиграна его мелодия из «Эмманюэли», но тема О - на мой вкус, просто музыкальная квинтэссенция эротизма. Рядом я бы поставил «Scene d'amour» из саундтрека Франсиса Лея к фильму «Билитис», но Башле удалось выделить и воплотить в звуке жгучую специю мазохизма; кроме этого партитура фильма вообще яркая и разностильная: нежнейшая фортепианная партия, когда О остается в замке, песня «She’s a Lady», под которую Жаклин танцует с лампой на фотосессии в студии О, бравурный вальсик на граммофоне, заглушающий крики избиваемых девушек у Анн-Мари, ритмичный аккомпанемент на тарелках к сексу между О и Иваном и т. д.
«История О» - тоже, как и «Эмманюэль», софт-версия подробных, натуралистичных описаний, свойственных книге. Секс и порка переданы имитационно, иносказательно - в позах, стонах, общих планах сцен, крупных планах лиц и гримасах оргиастической боли, игре теней, отражениях в зеркалах, свисте хлыста, музыке. Красота кадра, в которой Жекену как фотографу не откажешь, великолепный антураж, костюмы, наконец, мужественность мужских типажей и хрупкость Коринн Клери - все это создает опоэтизированный и приподнятый образ БДСМ. И если Доминик Ори - Полин Реаж все это так мрачно и здорово придумала, то Жекен впервые - эстетски рафинированно и завлекательно - визуализировал субкультуру БДСМ. Я слышал от совершенно разных милых особ, что две мраморные колонны, между которыми распята О на вилле Анн-Мари и скопированные в экзекуторской комнате сэра Стивена, это то, что им снится или грезится наяву.
Фильм успеха не имел, критики его раздолбали, да не балуют и сегодняшние историки кино. Но он жив - живее всех остальных фильмов Жекена, в том числе «Эмманюэли», политическо-эротической «Мадам Клод» про знаменитый парижский бордель периода фашистской оккупации (1977), сильно облегченной, но по-своему симпатичной экранизации «Любовника леди Чаттерли» Д. Г. Лоуренса с Сильвией Кристель в главной роли (1981), киноверсии авантюрно-эротического комикса «Гвендолин» (1984) и прочих. Пожалуй, первая попытка Жекена остается и самой удачной среди экранизаций и вольных реплик «Истории О» (можно будет их постепенно перебрать в нашем Салоне).
Надо еще только сказать, что исполнительным продюсером фильма был Эрик Роша (Éric Rochat), который в 1992 году под псевдонимом Рон Уильямс снял вполне неплохую десятисерийную версию «Истории О» с испанскими актерами, где главную роль сыграла Клаудиа Сепеда. Я о нем
уже писал - но, наверное, стоит пересмотреть и его.