Три произведения - как три грани русской классической музыки XX века. Непостижимый уму 5-й концерт Сергея Прокофьева, его же демонстративно-иллюстративная сюита «Поручик Киже» (не надо даже заглядывать в сет-лист, чтобы догадаться, что одна из частей называется «Тройка») и авангардно-фольклорный «Петрушка» Игоря Стравинского. Кстати, мне пришла в голову дикая мысль: ведь «Петрушка» - это столетний прообраз современного психоделического фолка, всех моих героев от Animal Collective до звёзд финского подполья. Аналогия, конечно, натянутая, но как же интересно слушать знакомые наизусть этюды, убедив себя в наличии причудливой связи столь далёких музыкальных областей. Как бы освобождёнными ушами. Прообразом чего стал 5-й концерт Прокофьева, мне и представить невозможно. Как я не бился, не переслушивал десятки раз, он так остался для меня недоступным. Заоблачней фри-джаза. Догадываюсь, что здорово и вечно, но реакции в душе не возникает. Что же до «Поручика Киже», кажущаяся функциональность сюиты (музыка для фильма!) добавляет в восприятие ненужные смысловые подпорки, заставляет искать ложных минотавров неискренности. Впрочем, это моё частное впечатление.
Началось с киносюиты. Её я слушал расслабленно, дал волю воображению. В первую же минуту сухая барабанная дробь и «флейты голос нервный» перенесли меня в эпоху Павла I. Гатчина, заснеженный плац, рота императорских гвардейцев…
Пятый концерт в живом исполнении оказался не так уж страшен и непонятен. И тут заслуга главной звёзды вечера, пианиста Юрия Фаворина, который ради получасового триумфа прилетел к нам аж из самой Москвы.
Играл он живо и азартно, даже лихо. Я успокоился и в напряжённом противостоянии с оркестром болел за него. Другой звездой был дирижёр. За пультом в этот вечер стоял сам Дмитрий Лисс, и как всегда управлял своими подчинёнными артистично и эмоционально. Даже в Петрушку он отчасти смог перевоплотиться в нужную минуту.
Собственно, «Петрушку» я больше всего и ждал. В его стройной, но странной структуре достаточно дикости и безумия, чтобы перевернуть сознание слушателей. Мне запомнились несколько слов Стравинского из размышлений об этом балете, приведённых в программке: «…захотелось развлечься», «дьявольский каскад арпеджио»... Наш человек, определённо.
Прокофьев. Сюита "Поручик Киже"
Прокофьев. Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
Стравинский. "Петрушка" - музыка балета